Еще о пользе
продолжительной молитвы
Развивается в
продолжительной молитве и религиозное
чувство, особенно чувство благодарности
Богу. Мы обыкновенно мало ценим то, что
имеем от Господа без всякого труда с
нашей стороны, мы редко благодарим. Но
то, что достигнуто тяжелым, упорным
трудом, мы храним и бережем как величайшую
ценность. Поэтому и дары и благодеяния
Божии, испрошенные нами в настойчивой,
длительной молитве, мы особенно ценим
и не относимся к ним с привычным
пренебрежительным легкомыслием, как к
вещам, доставшимся даром...
Молитва, ее мысли, ее
слова должны приковывать к себе все
внимание молящегося, а это возможно
лишь в том случае, если напряженность
и длительность молитвы соразмеряются
с его силами... Духовные силы человека
развиваются и растут постепенно. Поэтому
тот, кто только что начинает жить духовной
жизнью, не может взять на себя сразу
слишком большое молитвенное правило.
От этого может родиться только скука
или переутомление... Но начиная с
небольшого сравнительно правила, надо
стремиться к тому, чтобы научиться
подолгу молиться и постепенно удлинять
молитву. Если, не сообразовываясь со
своими силами, христианин возьмет на
себя чрезмерный молитвенный труд, то
обычным следствием этого бывает или
уныние, или полное расслабление, или
же, наоборот, фанатизм, духовная гордость
и ее наихудшее
выражение — так
называемая прелесть бесовская, то есть
духовное самообольщение…
Обязательное условие
плодотворности молитвы — это достойный
предмет прошения. «Вот угодный Богу
образ молитвы! — говорит святитель
Иоанн Златоуст.— Приступив к Богу с
трезвенным умом, с душою сокрушенною и
потоками слез, не проси ничего житейского,
будущего ищи, о духовном умоляй!»
Сщмч. Василий,
еп. Кинешемский
|