Продолжительная
молитва нужна для постоянной памяти о
Боге
Центром нашей внутренней
жизни, как мы знаем, должен быть Бог, а
психологически это выражается в том,
что мысль о Боге постоянно и непрерывно
связывается с нашим сознанием. Достигается
же это посредством того, что сначала
человек принудительно заставляет себя
как можно дольше задерживаться на мысли
о Боге. Продолжительная молитва, во
время которой мысль непрерывно возносится
к Богу и к Небу, и представляет одно из
таких душевных упражнений. Она мало-помалу
переходит в молитву постоянную и в
сердцах опытных подвижников становится
неистощаемым и безостановочным родником
молитвенных чувств и воздыханий, бьющим
непроизвольно даже в часы сна. Сердце
само начинает источать молитву, по
свидетельству писателей-аскетов.
Наконец, нет лучшего
средства для укрепления воли в духовном
делании, как продолжительная молитва.
Никогда так яростно не нападает сатана
на человека, как во время молитвы. «Когда
молимся,— свидетельствует святитель
Иоанн Златоуст,— тогда наипаче нападает
на нас злобный к нам диавол. Видит он
величайшую нам пользу от молитвы, почему
всячески ухитряется сделать так, чтобы
мы отошли от молитвы с пустыми руками.
Знает он, добре знает, что если пришедшие
в храм приступят к Богу с трезвенною
молитвою, выскажут грехи свои и теплою
сокрушаются о том душою, то отойдут
отсюда, получив полное прощение:
человеколюбив бо есть Господь. Почему
предупреждает отвести их чем-либо от
молитвы, чтобы они ничего не получили.
И это делает он, не насилуя, но мечтаниями
приятными развлекая ум и чрез то наводя
леность к молитвам. Сами виноваты мы,
что самоохотно отдаемся в его сети, сами
потому лишаем себя благ молитвы, и
никакого не имеем в этом извинения».
Сщмч. Василий,
еп. Кинешемский
|