Слово о Кресте
Господнем
Сколь же важно видеть
самый образ Креста? Воззрение на Крест
вдыхает мужество и изгоняет страх. Так
важно стяжание Креста! Кто стяжал Крест,
тот стяжал сокровище. Лучшее и
драгоценнейшее из всех сокровищ. Крест,
на котором, чрез который и в котором
утверждено и воздвигнуто здание нашего
спасения. Если бы не было Креста, то и
Христос не был бы распят. Если бы не было
Креста, то и Жизнь не была бы пригвождена
к древу…
Что я говорю? Если бы
не было Креста, то и Христос не был бы
на земле. А если бы не был Христос на
земле, то не было бы ни Девы, ни Младенца,
ни воскормления, ни возрастания телеснаго,
ни явления в мире; не было бы ни крещения,
ни чудес, ни Иуды-предателя, ни судии
Пилата, ни толпы Иудеев, с воплем требующей
распять Неповиннаго. Если бы не было
Креста, смерть не была бы попрана, ад не
был бы опустошен и враждебный змий не
был бы умерщвлен.
Посему Крест — великое
и драгоценное стяжание! Великое потому,
что чрез него явлены великие благодеяния,
тем более великие, что чудеса и страдания
Христовы одержали победу над всею
вселенною. Драгоценное, поелику Крест
служит знамением страданий Христа и
Его победы. Страданий, ибо Он добровольно
вкусил на нем смерть. Победы, ибо им
поражен диавол, побеждена смерть, вереи
адовы сокрушены...
Крест — надежда христиан,
спаситель отчаянных, пристанище
обуреваемых, врач немощных, изгонитель
страстей, податель здравия, жизнь
погибающим, законоположник благочестия,
обуздатель нечестиваго злохуления.
Крест — оружие против врагов, скипетр
царствия, диадима красоты, закон
неписьменный, образ неначертанный, жезл
силы, твердыня веры, подпора старости,
путеводитель слепых, свет для седящих
во тьме, наставник невеждам, учитель
юношам, приставник отрокам, пестун
младенцам, попратель греха, вестник
покаяния, глашатай правды.
Крест — лествица на
небо, стезя к добродетели, залог жизни,
смерть для смерти, отражение тления,
угашение огня, дерзновение к Богу, ключ
к Небесному Царствию. Крест — страж в
нощи, крепость во дни, руководитель во
мраке, обуздатель в радости, одушевитель
в печали, ходатай, умилостивитель,
примиритель, поборник, защитник,
покровитель. Крест — помощник в
искушениях, хранитель в опасностях,
утешитель в скорбях, предстатель в
нуждах, кормчий на море, отрада в
несчастиях. Крест — охранитель спящих,
бодрствователь с бдящими, сотрудник
трудящимся. Крест — сила бессильным,
покой обремененным, пища алчущим,
подкрепитель постников, советник
подвижникам, одеяние нагим, спутник
странникам.
Крест — укротитель
богатых, промыслитель о бедных, заступник
вдовиц, покровитель и питатель сирот.
Крест — честь правителей, крепость
владык, победа вождей, печать девства,
союз супружества. Крест — хранитель
градов, оградитель жилищ, посредник
друзей, отмститель врагам, противник
супостатам, преследователь язычников,
оборонитель от варваров, блюститель
тишины. Крест — царь любви, умиритель
мира, союз твари, определитель границ
любви — высотою неба, глубиною земли,
длиною и широтою вселенныя. Кратко
сказать: Крест — глава страданий
Христовых, венец совершившихся для нас
чудес.
Посему-то Крест и
именуется славою Христовою и высотою
Христовою. Посему-то он и почитается
чашею вожделенною и совокупностию
страданий Христовых, за нас претерпенных.
Велик поистине Крест, повсюду в Писании
свидетельствуемый и предзнаменуемый,
предъявляющий образы всех тех чудес,
кои ежедневно силою Его совершаются…
Поклoняйтесь Кресту,
ибо чрез него мы познали Господа.
Благословенно древо: чрез него прияли
благословение языки. Благословенно
древо: на нем Бог распростерся плотию.
Зреть Бога — распятаго, и притом среди
разбойников, какое зрелище может быть
изумительнее?
Крест достопокланяем,
ибо благословен Распявшийся на нем.
Крест достопокланяем, ибо чрез него мы
прияли благословение и свободились от
клятвы. Крест достопокланяем, ибо чрез
него мы изрыгли горький плод древа
преслушания и вкусили сладость спасения.
Благословенно древо:
чрез него разбойник вошел в рай, и
вкушение от сего древа истребило древле
вкушенную горечь. Может ли что быть
досточуднее? — Жилище, которое заключил
прельщенный Адам, отверз благоразумный
разбойник и откуда Адам был изгнан, туда
разбойник призван и там украшен титлом
гражданства. Какая согласная разность!
Вышел грабитель, и грабитель вшел: первый
чрез послушание, последний чрез
исповедание; один обвинен вместе с
обольстителем, другой распят вкупе с
Творцем своим.
Благословенно древо,
из которого устроен ковчег, таинственно
спасший мир от потопления. Благословенно
древо, от которого разбойник вкусил и
удостоился райскаго наслаждения.
Благословенно древо, от коего прародитель
Адам не вкусил прежде, поспешив вкусить
от древа познания, почему и пременил
жизнь на смерть,— и которого качество
познал уже после, когда пришел в раскаяние,
за что и воззван в прежнее состояние.
Благословенно древо, могуществом
которого мышцы гордых ослабляются, выи
врагов приклоняются, варвар отступает,
и скиф бежит, тогда как никто не гонит
его.
И так в настоящий день
вместе со мною возвысьте гласы свои, и
сокровищу Креста принесите с поклонением
изречение Писания. Сокровищем же Креста
я называю Христа Сына Божия. К сему-то
сокровищу и должно наипаче обратиться
нам со словами Писания: Вси языцы,
елики сотворил еси, приидут и поклонятся
пред Тобою, Господи, и прославят имя
Твое: яко велий еси Ты, и творяй чудеса,
Ты еси Бог един (Пс. 85, 9–10).
Свт. Андрей
Критский //
www.packa.ru
|