Из беседы на
притчу о браке царского сына
...Таковы основные ошибки
человеческой жизни. Если мы оценим их
с точки зрения притчи о талантах, с точки
зрения выявления в душе Божественного
образа, то разве не вырвется у нас вздох
скорби, как и ранее: «Горе нам... Горе
нам... Горе нам!». Все у нас извращено;
Божие забыто и брошено!
Божии таланты... Какие
Божии таланты? Кто думает о них? Кто их
взращивает и приумножает? А приговор
нам готов. Он уже произнесен: Возьмите
у него талант...
у неимеющего отнимется
и то, что имеет. А негодного раба выбросьте
во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет
зубов (ср.: Мф. 25, 28–30). Так отнимаются
у нас дары Духа. Человек затмевает в
себе образ Бога, лишается Его силы, и
жизнь обрекается на жалкое нищенство.
Души, лишенные даров
Света и окутанные стихией тьмы, уже и
теперь не имеют внутреннего светлого
довольства. Вечно тревожные, ищущие
непрерывного внешнего движения,
чередования впечатлений, в ненасытной
погоне за удовлетворением своих желаний,
они уже, как обреченные, остаются в
какой-то внутренней бездомности,
оголенности, оторванности от фундамента
жизни, и крыло тьмы набрасывает на них
свою тень. Вот почему эти души лишены
радости, и печать опустошенности ложится
на них как клеймо тьмы.
Лучшие из этих душ видят
надвигающееся на них царство тьмы, свою
невозможность слиться со Светом, и холод
отчаяния леденит их. Отсюда — жалобы
на неподготовленность к смерти. Они
есть признание того, что жизнь прошла
в иной стихии, чуждой Божия Света. Что
же готовится душе? Конечно, тьма, рабству
которой была отдана жизнь. Предощущается
справедливый приговор: А негодного раба
выбросьте во тьму внешнюю. Так завершается
ниспровержение Божия закона!
Сщмч. Григорий
(Лебедев),
еп. Шлиссельбургский
//
www.pravoslavie.by
|