С самого начала хочу
сказать вам, что все, что мы делаем в
жизни,— незначительно. Все! Потому что
оно тленно, преходяще, и все это уходит.
И самое хорошее бдение, на которое ты
пойдешь, в определенный момент, через
несколько часов, когда священник скажет:
«Молитвами святых отец наших…» или
поздравит нас: «Христос воскресе!» —
бого-служение закончится. Все в этой
жизни коротко, мало, ограничено. То есть
в этой жизни не следует искать абсолютного,
совершенного наслаждения, совершенного
счастья, совершенной радости, потому
что совершенства не существует в этой
жизни.
Старец Иаков из Эвбеи
говорил:
— Тут, чадо мое, прости
меня, мы не живем для того, чтобы прошли
дни. Вопрос не в том, что прошли дни, а в
том, как они проходят, чем ты их заполняешь.
То, что ты делаешь с
утра до вечера,— это придает тебе смысл
и цель? Когда твоя жизнь пройдет, ты
оглянешься назад, найдешь ли ты то, что
наполнило тебя счастьем и удовлетворением?
Нравится ли тебе то, что ты делаешь? Ты
женат — тебе это нравится? Придает ли
тебе это смысл и счастье? Как порой
говорят: «Я начал за здравие, а закончил
за упокой». Надо найти смысл. Работа,
которую ты делаешь, тебе нравится? Ты
находишь смысл в ней, наполняет ли она
тебя счастьем и удовлетворением?
Важно не только то, что
ты делаешь, но и как ты это делаешь и что
это тебе дает. Доставляет ли оно тебе
приятное чувство, удовлетворение,
полноту? В противном случае жизнь весьма
мучительна, изнурительна, весьма тяжела.
Поэтому женщины нередко говорят, да и
мужчины тоже, только они не осмеливаются
в этом признаться: «Я часами напролет
думаю: зачем я живу? Хочу положить всему
этому конец, в моей жизни нет смысла, я
в отчаянии!».
Архимандрит
Андрей (Конанос)
|