Из наследия
Древней Руси
Подвижническая вера
наших предков не могла не располагать
их к другой аскетической добродетели,
столь свойственной православным верующим
людям с самых апостольских времен. Мы
имеем в виду пост. Как постились наши
предки, об этом лучше всего свидетельствуют
слова летописца: «Россияне-миряне,—
говорит он,— в Великий пост питаются
редькой, капустой и хреном. Вареное едят
в субботы и недели; от рыбы воздерживаются
всячески, кроме Благовещения и Недели
Ваий. Благоговейнейшие постят за грехи
свои строже; только хлеба кусок съедают
пополудни, обмакнув его в пепел.
А монахи, неравно
мирским, держат жестокое житие, всегда,
когда постятся, съедают только кусок
хлеба с водою в сутки».
Воздержание от мяса и
рыбы на всю жизнь было среди мирян
нередким явлением. Послабления в Древней
Руси не допускались, и высшие люди были
образцом строгого воздержания. Алексей
Михайлович в понедельник, среду и пятницу
Великого поста ничего не ел, а в остальные
дни только обедал. При общественных
бедствиях Церковь налагала на всех
трехдневный пост, не делая исключений
в этих случаях и для детей.
Много и других христианских
добродетелей было присуще людям Древней
Руси как проявление все той же веры их.
Но особенно отличались они милосердием
к бедным и гостеприимством. Любовь к
ближним во всех ее проявлениях была
самой исключительной чертой русского
народа искони. Она исходила из веры в
Христа и любви к Нему. Поэтому они творили
милостыню бедным и бедствующим своим
братьям, относя ее к лицу Спасителя
согласно Его словам: так как вы сделали
это одному из сих братьев Моих, то сделали
Мне (ср.: Мф. 25, 40).
Великие князья служили
примером милосердия. О многих из них
наши летописи говорят: «...бяше милостиви
паче меры. Нищия милуя. Старцы и вдовицы
заступая, обидимые изымая».
Архиеп. Серафим
(Соболев)
|