Мы не от мира
сего
Мы не от мира сего. Но
это не значит, что мы отвернулись от
этой природы, глядим в какую-то пустоту,
во что-то темное и совершенно неизвестное.
Нет, тот мир есть лишь просветление,
утончение и одухотворенный расцвет
этого. Мы смотрим на то же, на что смотрят
и другие, но видим в нем тот мир, который
для других пока остается скрытым…
И этот открывающийся
духовно мир красоты и высшей жизни —
не иллюзия, не фантазия поэта. Он есть,
он реально существует за теми же формами,
за той же природой, которая окружает
нас. То, что для поэтов мира сего только
идея, мечта, то в еще более просветленном
виде для христианина не от мира сего —
высшая реальная действительность, в
которой он живет, которая скрыта для
телесных очей и нечистых сердец...
Мы не от мира сего. Это,
однако, не значит, что мы должны внутренне
чуждаться тех людей, с которыми сводит
нас действительная жизнь... Да, мы должны
быть как можно дальше от всего худого
и в нас, и в других; наш долг — бороться
с этим неустанно и беспощадно. Но ведь
это худое и есть то, что отчуждает людей
друг от друга и производит между ними
вражду и нестроения. Удаляясь этого,
христианин именно уходит от этого
стихийного мира, где люди — взаимные
враги, в тот мир, где они могут быть
друзьями и братьями. Но этот мир не в
мечтательной выси фантазии, а как раз
в той же самой среде и в тех же самых
людях, среди которых мы живем… Извне и
по инерции страстей они ведут жестокую
взаимную борьбу, но внутри они не могут
не чтить общей единой святыни всех,
которая невидимо и неслышимо проникает
в самую глубину их грешных душ. Вот в
этой-то действительной святыне
действительных окружающих нас людей и
есть «тот» мир, в котором мы должны жить
как христиане.
Еп. Михаил
(Грибановский)
|