О вере, сомнениях и свободе
Область свободного
духа раскрывается только свободными
усилиями человека. В этой области человек
может держаться только по мере своей
свободы и сознательности, а не по мере
утраты той и другой, как в других областях.
В этом их коренная противоположность,
и из этой противоположности возникает
их взаимная борьба.
Какова эта борьба, может
каждый верующий наблюдать на самом
себе. То берешь над собою власть, входишь
в ощущение свободы, чувствуешь радость
духовной стихии и веяние Бога, постигаешь
красоту человеческого образа. То вдруг
ослабеваешь и подпадаешь под влияние
природных течений — и сейчас же свет
веры тускнеет и пропадает. Те же истины
кажутся сомнительными, те же внутренние
факты — внешними, те же родные предметы
— чужими, та же полнота жизни мертвым
скелетом и пустой тенью. И в это время
низшие стремления, чувства и представления
овладевают сознанием и несут его вниз,
совсем в противоположную сторону с
головокружительной быстротой.
Христос совершает
спасение людей в области свободного
духа. Истинно уверовать в Него нельзя,
отдавшись стихийным течениям нашей
природы. Сколько бы мы ни неслись по
ним, как бы ни развивались материально
или умственно, в каком бы пункте истории
ни находились — будь мы современными
Христу евреями или русскими нашего века
— все равно мы этими путями к Нему не
придем… Прийти к Нему, признать Его
Божественную Личность, отдаться Ему
вполне можно только на пути духовной
свободы. А вступить на этот путь мы можем
везде, в любом месте и в каком угодно
времени, он всегда у нас под руками — в
высотах нашего духа. Никакая история
не может служить здесь непреоборимым
препятствием.
Еп. Михаил
(Грибановский)
|