...Таким внутренним
христианством, верою прозревшим, было
в историческом процессе восточное
монашество, которое подвигом своей
умной воли вступило на путь благодатной
веры, опытно познало Тайны Царствия
Божия и с любовью поведало о том в своих
богомудрых прикровенных писаниях.
По неисповедимым судьбам
Божиим восточное монашество в христианском
человечестве было хранящим Тайны
Царствия Божия, было тем сосудом святости
Божией, Ковчегом Нового Завета, в коем
хранилась «действенная благодать
освящающего совершенства» — по выражению
преподобного Макария Великого… Внешний
мир христианский не вмещал этих тайн,
опытно их не знал. Он внешне перед ними
благоговел, а изнутри, в опытном
переживании, они были для него неведомы.
Христианство было для него Божественной
притчей. Ибо внешний мир христианский
был весь погружен своим умом и чувством
в вещественное, в земное, в суетно-преходящее,
в бытие языческое, непросветленное,
потому и недоступны были для него
внутренние тайны христианства, тайны
Царствия Божия.
Внешний мир христианский
принадлежал по своему внутреннему
устремлению к чадам века сего, которые
женятся и замуж выходят,— трудятся
над продолжением тленного смертного
бытия. Ему неведомо было иное бытие —
вечное, бессмертное, ангельское,
неведомо было воскресение,
бывающее здесь прежде, по выражению
преподобного Симеона Нового Богослова.
Внешний мир христианский не сподобился,
не потрудился усвоить внутреннюю тайну
христианства, не потрудился достигнуть
иного века и Воскресения из мертвых,
где не женятся, ни замуж не выходят,
но бывают, как Ангелы на небеси (ср.:
Мф. 22, 30; Лк. 20, 34–36)...
Не потрудившись должным
образом, он и не знал этих тайн, пребывал
в бытии тленном, смертном, плотском. Ибо
только трудники, нудящие себя, восхищают
эти тайны, входят в Царства этих тайн.
Таким трудником, восхитившим эти тайны,
и было восточное монашество, которое
опытно усво-ило их и хранило в себе...
Прот. Иоанн
Журавский // http://azbyka.ru/otechnik
|