Восточное
монашество —
хранитель
тайны жизни словом Божиим
Евангелие — внутренняя,
Божественная Тайна и воспринимается
эта Тайна внутренним, живым чувством
сердца. Это живое, внутреннее чувство
сердца и есть благодатная опытная вера.
Без этого благодатного опытного
восприятия Евангелие — в лучшем случае
Божественная «притча», новая христианская
мораль, и то лишь до Гефсимании. Такое
восприятие внешнего Евангелия бывает
непрочно: до первого испытания кричат
Ему: «Осанна»,— а когда бывает потрясение
внешней веры, внешнего поклонения, тогда
кричат: «Распни, распни Его!» — или
уходят в темную ночь.
Только внутреннее,
сердечное восприятие раскрывает Тайны
Евангелия и привлекает сердце к нему
неотторжимо. «В меру жития бывает
восприятие истины»,— сказал великий
наставник умного монашества преподобный
Исаак Сирский. В меру внутреннего
очищения раскрывается Евангелие. Сердце
очищается внутренним подвигом покаяния.
Очищенным сердцем воспринимается
Евангелие. Потому Господь и сказал Свое
первое слово грешному и неверному миру:
«Покайтесь и веруйте в Евангелие».
Первая заповедь Нового Завета — покаяние.
Без покаяния Евангелие, благодатная
жизнь не достижимы.
Грех каменит сердце,
мертвит, умерщвляет его нежные органы
чувств, воспринимающих духовную,
благодатную жизнь; потому «внешним»,
пребывающим в грехе, Тайны Царствия
Божия не даны, они для них недоступны.
Для «внешних» христианство дано во
внешних притчах: в вещественном, в
видимом. Но они видя — не видят его,
слыша — не слышат и сердцем не разумеют.
Только на пути внутреннем,
на пути очищенного сердца, раскрываются
его тайны. Путь внутренний есть путь
благодатного покаяния. Благодатное
покаяние есть внутреннее изменение
всего жития и телесного, и мысленного.
Начальный момент покаяния есть рождение
свыше в новую, благодатную жизнь. Без
этого рождения не бывает и новой жизни...
Прот. Иоанн
Журавский // http://azbyka.ru/otechnik
|