...Монашество, отрекшееся
подвигом «умной воли» от внешнего и
вещественного, отрекшееся от труда,
продолжения тленной, смертной
бесконечности, отрекшееся от «невещественных
владений», от мечтаний и вожделений и
устремившее свою духовную «умную
природу» к воскресению и бытию в веке
ином, и было тем внутренним христианством,
«верою прозревшим», которому и открылось
иное бытие — сокровенное, Божественное,
скрывавшееся от веков и родов.
Монашество было и
носителем живой веры в Живого Бога. Оно
и творило этой верой жизнь христианскую
в темных народах языческих. Оно озарило
светом веры Христовой эти народы… Через
соприкосновение с монашеством внешний
христианский мир просвещался и обретал
действенную благодать, которая освящала
его внешнее бытие и открывала путь к
бытию внутреннему, духовному… В святых
трудниках иночества восточного, которым
даны эти тайны Царства Божия, хранился
и сокровенный умный путь к освящению,
к обретению благодатной жизни и веры и
к опытному усвоению этих тайн.
И первой Благословенной
Трудницей в новом человечестве, умным
трудом своим восхитившей сокровенную
тайну Нового Бытия, была Преблагословенная
Дева и Мать, Родоначальница иного рода,
нового человечества, Родоначальница
рода монашеского, Небесная Игумения
земного иночества. Она первая проложила
этот путь к тайнам Царства Божия и к
нужному восхищению этих тайн. От Нее и
пошло новое человечество: ангельское,
Божественное, небесное иное — иноческое,
устремленное к иному веку, к иному житию,
к воскресению нетления.
Прот. Иоанн
Журавский // http://azbyka.ru/otechnik
|