Из Слова на
притчу о сеятеле
У кого же это слово
Божие слышимое бывает то же, что семя
при пути? Вот как рассудим о сем.
Придорожная земля не открывает недр
своих, чтоб принять семя, семя падает
на нее, но остается на поверхности —
внутрь не входит. Вот эта черта, что семя
остается на поверхности и внутрь не
входит, и укажет нам, какого рода слушатели
слова Божия изображаются сим. Именно:
это те, кои слышат слово, но оно в душу
их не входит: мысль не понимает его,
сердце сочувствия к нему не изъявляет,
и расположения никакого в себе изменения
не обещают, так что оно и слышанное будто
не слышано; ухом принято, а души не
коснулось; душа не открыла себя, чтоб
принять его; слово чуждым ему осталось.
У кого же именно такова
бывает душа, укажут следующие свойства
придорожной земли. Придорожная земля
не пахана и не приготовлена к засеву,—
и семя сеятеля падает на нее невзначай.
Этой чертой она представляет образ тех
душ, кои совсем не думают о Боге и вещах
Божественных, а заняты совсем другим,
совсем к другому привыкли; почему, когда
внезапно услышат слово Божие, оно не
вмещается в их душу: не таков у них сгиб
ума и все настроение, и слово остается
у них невоспринятым. Придорожная земля
суха, жестка. Этой чертой, применительно
к тому, как мы говорим: сухо, жестко
обошелся со мною, она изображает тех,
кои неприязненно относятся к Божественным
истинам и вещам, и слово о них отвергается
ими с яростию, как семя отскакивает от
сухой земли,— и попирается с презрением,
как семя, проходящими по пути. Придорожная
земля есть земля проходная; проходящие
топчут ее и не дают произрастать на ней
ничему. Семя хоть падает, но остается
наружу, видно, и птицы пролетающие
расклевывают его. Этою чертою она
изображает тех, кои не остепеняют мыслей
своих и, не установляя внимания, дают
волю воображению, которое, образ за
образом представляя и один другим
непрестанно сменяя, делает душу похожею
на дорогу, по которой проходят один за
другим разные лица...
Свт. Феофан
Затворник //
http://svt-feofan.livejournal.com
|