...Предание о празднике
изобилует подробностями о Гаврииле, об
апостоле Фоме, о некоем дерзком иудее
Афонии. Предание даже называет псалом,
который воспел апостол Петр, возглавляя
погребальную процессию с телом Богородицы.
Все это есть в песнопениях праздника и
в иконографии. Но мы не всегда должны
перечислять эти драгоценные черточки
и йоты великого события. Иногда стоит
сконцентрироваться на главном.
Главное то, что Дверь,
через Которую Всевышний вошел в мир,
ушла от нас через двери смерти. Она ушла
вначале только душой, как и подобает
смертным, но затем была воскрешена Сыном
и покинула землю с плотью. Гроб Ее пуст!
Она ушла, но не оставила нас. И тропарь
праздника раз за разом напоминает эту
истину: «В Рождестве девство сохранила
еси, во Успении мира не оставила еси,
Богородице».
Мы в числе миллионов
других крещеных душ поднимаем к Ней
свои взоры и обращаем молитвы. Любящие
Ее исчисляются сотнями тысяч и даже
миллионами. Спасенные Ее заступничеством
вряд ли поддаются исчислению.
Наконец, мы тоже умрем.
Не стоит ждать в тот день пришествия к
нашей постели архангела Гавриила. Но
молиться Богоматери стоит… Молебный
канон за мучительно умирающего человека
обращен именно к Богоматери. Так что
праздник Ее Успения — это и праздник
нашей общей надежды на Ее будущую помощь
в тот грозный час, когда никто другой
помочь будет не в состоянии. В тропаре
так и сказано: «Преставилася еси к Животу
(Жизни), Мати сущи Живота (Мать истинной
Жизни), и молитвами Твоими избавляеши
от смерти души наши».
Прот. Андрей
(Ткачев) // www.pravoslavie.ru
|