О вере, сомнениях
и свободе
При каждой исторической
обстановке мы можем или держать свою
духовную свободу в сильном напряжении,
или допускать ее до значительного
ослабления. Сообразно с этим и вера во
Христа то будет светить сравнительно
ясно, то мерцать сомнениями. Мы думаем,
что тут влияют сегодняшние мотивы и
представления, а на самом деле мы сами
выбираем из них только те и подтасовываем
их именно так, чтобы обнаружить то, что
уже предрешено самым делом в нашем
свободном духе.
Итак, наши отношения
ко Христу происходят от высоты или
низости того духовного уровня, на котором
мы сами себя держим своим свободным
усилием, где бы мы ни находились или
когда бы мы ни жили. Вместо того чтобы
смотреть вовне и вдаль и покорно
преклоняться перед призрачно роковой
неизбежностью, нам нужно сосредоточить
свое внимание внутрь себя и вверх, и мы
увидим совсем с другой стороны
надвигающуюся опасность, найдем мужество
к борьбе с ней и обретем веру.
Внутренняя человеческая
жизнь на всем протяжении истории имеет
свои постоянные течения или сферы,
возвышающиеся одна над другой. Есть
течение чувственно-материальной жизни,
где люди стихийно движутся во взаимной
жестокой борьбе. Есть сфера умственной
жизни, соединяющая людей единством идей
и вопросов. Есть сфера высших человеческих
симпатий и сострадания, проходящая
через всю историю, составляющая из них
на земле живой организм. Есть, наконец,
сфера свободной веры, где действует
благодать Бога, подающего всему и
движение, и свет, и теплоту, созидающую
жизнь. Какое бы историческое положение
мы ни занимали, где бы и когда бы мы ни
жили, все равно эти слои нашей жизни
непременно существуют в нас… история
лишь усложняет эти слои жизни, делает
их более содержательными, более, так
сказать, качественно широкими, но не
уничтожает их и не изменяет их взаимного
положения.
Еп. Михаил
(Грибановский)
|