Преображение
души
Свет истины и
чистота святости и бесстрастия суть
две стороны преображения нашего
внутреннего. Ни того, ни другого сами
собою сделать мы не можем. Того ради
обетована и дается нам благодать
Божественная в святых Таинствах. Искра
ее пола-
гается в святом
крещении. Питается огненность ее во всю
жизнь в святом Покаянии и Причащении,
а возгревается и раздувается при вере
и доброделании, участием во всех
молитвенных и освятительных чинах
Церкви.
Когда искра,
падши в горючее вещество, раздувается
ветром, то скоро превращается в пламень.
Так и в нас, когда искра благодати
возгревается нами посредством трудов
в благочестии и добре, то светит не
только внутри нас, но и вне. Огня, говорит
Господь, пришел Я воврещи на землю, и
как бы хотел, чтобы он скорее возгорелся
(ср.: Лк. 12, 49). Сей огнь есть огнь благодати
Всесвятого Духа, нисшедшего в виде
огненных языков, и огнь духовный
возгревающего в сердцах, приемлющих
Его. И поревнуйте о хранении и усилии
сего огня. Когда есть сей огнь, тогда
никакой труд не в труд и все делается
легко. Он приносит мир, чистоту и силу
и есть то же, что крылья у птиц. Птица на
крыльях возлетает на воздух, а в нас
огнь благодатный восторгает дух наш
горе, и не мысленно только, а делом
возводит нас к Божественному совершенству...
Вот способ
преображения! — Догматы веры усвоить
и напитать ими свой ум; страсти искоренить
и вкоренить добрые расположения, паче
же — возгревать в себе благодать
благодатными в Церкви содержимыми
средствами. Так будет зреть и преображаться
наш внутренний потаенный человек. Это
наш Иоанн — благодатный, Иаков —
праведный, Петр — ревнивый в вере. Так
исполняются и в нас закон и пророки —
Моисей и Илья! А конец какой! — Тот, о
коем говорили они Господу. Пострадавши
и потерпевши в трудах по богоугождению,
внити в славу.
Свт. Феофан
Затворник //
http://svt-feofan.livejournal.com
|