О крестной
любви и крестной славе Спасителя
…И мир, вся тварь помнит
о Фаворском явлении и томится, ожидая
новое небо и новую землю, ожидая полного
освобождения и преображения в явлении
чад Божиих. Дух Святой и ныне присутствует
в мире славою, которая до конца этого
века пребывает сокровенна, однако по
воле Божией являет себя избранникам
Божиим.
Но что же означает это
преображение мира, его прославление?
Добро здесь быти (ср.: Мф. 17, 4),— сказал
Петр. И именно так, добро зело и сотворен
мир, и на Фаворе нам дано созерцать
нетленную, первообразную красоту мира.
И это есть воистину радость совершенная
о Духе Святом.
Вот почему этот праздник
есть особый день предчувствия грядущей
радости Царства, в котором участвует
вся тварь, через освящение в этот день
плодов земли: винограда, фруктов и
овощей. Преображение есть праздник
красоты, благолепия тварного и нетварного
мира. Красота еще не царствует в этом
мире, хотя и воцарилась через Боговоплощение
и Пятидесятницу. Она проходит за Христом
путь своего пропятия, своего истощания.
Красота распинается и страдает в мире,
как страдал Христос непорочный, красен
добротою паче сынов человеческих (Пс.
44, 2), среди бесноватых, больных, маловерных,
ощущая нечистоту блудниц и мытарей и,
что больнее,— ожесточение и злобное
отвержение князей Церкви. Одним словом,
созерцая милосердно сокрушение и
безобразие своего, некогда столь
прекрасного, первозданного образа. Она
есть красота крестная, в отношении
которой говорится об исходе на страсть
для восстановления благолепия искаженного
грехом образа. Но она есть та «красота,
которая спасет мир», по словам Ф.М.
Достоевского. И праздник этой крестной
красоты празднуем мы в сей день
Преображения Господня.
Схиигум. Серафим
(Барадель) // http://valaam.ru
|