…Нравственные требования
истинны, прекрасны, святы, обязательны,
так как они — законы Бога, Абсолютного
Всесовершенного Существа. Не обычные
человеческие идеи, пусть и великие и
удивительные, лежат в основе жизни
христианина. Когда мы присмотримся к
нравственной жизни людей неверующих,
то заметим, что она очень невысокой
пробы с точки зрения требований
человеческих. Если человек не убивает,
не грабит, не развратничает открыто,
можно ли сказать о нем, что он — на высоте
нравственности? А если он осуждает и
поносит человека — разве это не тонкое
убийство? Человеческое сознание никогда
не удовлетворится этой узкой, ограниченной
нравственностью, какую проявляют хорошие
люди из неверующих. Мы не осуждаем этой
нравственности неверов, но хотим
показать, что она никогда не поднимется
по самому существу на ту высоту, которая
соответствовала бы нашим стремлениям.
Ведь граф
Л.Н. Толстой, вождь
неверия в Личного Бога, никак не мог
признать Христову заповедь
о любви к врагам: эта
заповедь была непонятна, неприемлема
для него, а потому он смеялся над ней и
считал ее неосуществимой...
Указать идеал совершенный
— еще не все. Нужно дать силы к его
исполнению в меру человеческой природы.
Христианская вера и дает эти силы в
благодатной, непрестанной, вечной помощи
Христа Бога. Пребудьте во Мне, и Я в
вас. Как ветвь не может приносить плода
сама собою, если не будет на лозе: так и
вы, если не будете во Мне.
Я есмь лоза, а вы ветви;
кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот
приносит много плода; ибо без Меня не
можете делать ничего (Ин. 15, 4–5).
Вот добродетели:
кротость, целомудрие, смирение, любовь
к врагам — все христианин в себе созидает
не своими слабыми силами, а при помощи
Божией, которая благостно изливается
на всякого верующего, усердно текущего
по пути совершенства —
к богоподобию…
Сщмч. Онуфрий,
архиеп. Курский |