Возможна ли
святость в наши дни?
Святость — это нечто
таинственное, иноприродное миру,
требующее соблюдения благоговейной
дистанции. Все, что посвящено Богу, люди
или предметы, в Библии именуется святым
(напр., Лев. 27, 9). Соответственно, и народ
Божий, Церковь, как отделенный на служение
Богу, должен быть свят (см.: Исх. 19, 6)…
Святость — это ключевое
понятие православной духовности.
Святость не тождественна нравственному
совершенству, хотя и обозначает высшее
нравственное состояние человека. Но
святость тем отличается от моральности,
что она не автономна. Это как минимум
отношение двоих: Бога и человека…
Святость — это результат жизни человека,
который стремится быть с Богом неразлучно.
Мы прославляем тех
наших сродников, финалом жизни которых
стала святость и на земле, и в Отечестве
Небесном. Достижима ли их святость для
современного человека? Если слова
молитвы Господней «да приидет Царствие
Твое» непреложны и мы верим в них, то —
да. Как писал святой Иоанн Кронштадтский,
«когда Бог будет во всех мыслях, желаниях,
намерениях, словах и делах человека,
тогда приходит, значит, к нему Царствие
Божие». Как же это возможно для того,
кто должен зарабатывать деньги
интеллектуальным трудом, беспокоиться
о порядке в коллективе, контролировать
работоспособность техники, выполнять
много других задач, которые отнимают
время и силы? Невозможно же бросить все,
уйти в пустыню, чтобы только думать о
Боге? Это не всегда нужно. Бог вездесущ...
Мы уже рассматриваем Его через окружающий
мир как через стекло (см.: 1 Кор. 13, 12). Но
степень чистоты стекла наших очков
зависит от того, насколько мы о Боге
помним каждый день и к Нему тянемся.
Степень притяжения к Нему, степень
восхождения — это и есть мера святости.
Видеть Бога «как Он есть» доступно для
человека нашего времени.
Иером. Ириней
(Пиковский) // www.pravoslavie.ru |