…Хотя христианин
не может постигнуть догматов по их
существу, но красота, пленительность,
разумность их открываются и будут вечно
открываться его самосознанию, но не
через логические схемы рассудка, а через
внутреннюю духовную интуицию, по озарению
Самого Бога.
Христианин
вовсе не видит противоречия в догмате
о троичности Божества. Если единодушные
и единомысленные верующие так близки
друг другу… то почему же нельзя сказать,
что Пресвятая и Живоначальная Троица
— Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой,
разные по Своим личностным свойствам,
по Божеству так единомысленны и во всем
согласны, что являются одно. Бог безначален
— и здесь нет противоречия для
человеческого разума. Напротив,
человеческий разум, в своих исканиях
устремляясь к последнему основанию,
незыблемому вечному, которое ни от чего
не зависит, с удовлетворением узнает,
что именно Всемогущий Личный Живой Бог
и есть такое первое, вечное, безначальное
Существо: для христианина это факт
реальный, то есть за Божественной
литургией мы приобщаемся Тела и Крови
Самого Христа Бога. То, что не совсем
ясно для нашего познания теперь, в жизни
земной, станет все яснее в жизни загробной,
хотя, конечно, существа догматов мы и
там не постиг-нем. Мы видим как бы сквозь
тусклое стекло, гадательно, тогда же
лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а
тогда познаю, подобно как я познан (1
Кор. 13, 12).
Господу Богу
угодно было поставить пределы человеческому
разуму в данной области. Утаивая от нас
то, что не нужно и чего вместить не может
человеческая природа по своему существу,
а также и ангельская, Господь Бог не
лишает нас общения и познания Бога, а,
напротив, в богопознании, в богообщении,
в богоуподоблении Господь ставит цель
нашей жизни. Пребудьте во Мне, и Я в вас
(Ин. 15, 4)…
Сщмч. Онуфрий,
архиеп. Курский
|