Христианские
догматы и человеческая мысль
Догматы христианские
— не плод усилий человеческого гения,
они — дар Божий, Божественное откровение.
Когда апостол Петр исповедовал Спасителя
Сыном Божиим, Господь ответил ему: блажен
ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть
и кровь открыли тебе это, но Отец Мой,
Сущий на небесах (Мф. 16, 17). Христианские
догматы неизменны как истины Божии. А
человеческая мысль? Она изменчива по
своему существу, так как человек ограничен
по своей природе — и физической, и
духовной.
В силу закона эволюции
мысль человеческая подлежит непрерывному
развитию и движению от менее совершенного
к более совершенному, а потому полных
и незыблемых истин нет и не может быть
в человеческих учениях, где истина, по
удачному выражению Л. Андреева, есть
«пока не изоблеченные зло и ложь».
Вследствие своей
изменчивости человеческая мысль
нуждается в догматах и христианских
непререкаемых истинах, потому что все
неустойчивое стремится иметь прочную
основу. Воспринимая христианские истины,
мы среди мятущегося моря людских учений
чувствуем себя как в тихой пристани:
«Церковь считает неизменным свое
догматическое религиозное содержание,
и в этом ее значение и сила. Именно такая
Церковь, неподвижная в своих основах,
непоколебимая, и нужна расшатанному
человеку как опора, на которую всегда
можно положиться»,— говорит один
богослов. А другой добавляет: «В минуту,
когда человек сокрушен, а следовательно,
для него сокрушен и весь мир, как внешняя
изобразительница молитвы, веры в Бога,
Церковь в ее неподвижности от века в
текстах и речениях, ведущихся от
бесконечной давности, Церковь, чуждая
изменяемости — в смысле моды и развития,
остающаяся незыблемой, неподвижной в
течение времени,— становится вполне
необходимой. Только такую, несомненно
неподвижную во времени Церковь мне и
нужно, потому что за такую неизменяемую
в изменяемости всего могу ухватиться
я, утопающий»…
|