О вере, сомнениях
и свободе
Сколько душ, которые,
кажется, усердно стремятся ко Христу,
но не находят в себе полной веры в Него!
Евангелие не производит на них того
благодатного влияния, которое должно
было бы производить, они не могут найти
в себе веры во все таинственное, что
читают в нем; иногда и прямо соблазняются
некоторыми непостижимыми речами и
чудесными фактами. Точно между ними и
Христом что-то есть такое, что их не
допускает к Нему, отчуждает и отдаляет
от Него. В глубине их сердец тот же
недоверчивый ропот, те же ворчливые
протесты и возражения, которые видел
Христос, когда говорил окружающей Его
толпе: Не ропщите между собою (Ин. 6, 43).
Где же тому причина? Мы
очень склонны искать ее в нашем теперешнем
положении. Прежде, дескать, возможна
была цельная вера; прежде не нарождалось
столько «вопросов». Теперь мы живем в
такую несчастную эпоху, когда сомнения
проникают всюду. Это объяснение — скорее
самооправдание. Оно потворствует нашему
бездействию, перекладывая нашу собственную
вину на не зависящие от нас обстоятельства.
Мало того, оно вредно, потому что отвлекает
наше внимание в ложную сторону от
действительной опасности. Мы напрасно
думаем, что наши сомнения — что-то новое
и небывалое. Они были еще при жизни
Господа и затем повторялись и повторяются
непрерывно. Во все века они зарождаются
в каждой человеческой душе при известных
ее внутренних обстоятельствах.
История не возвышается
над Христом, а проходит внизу вокруг
Него, и отношения к Нему каждой человеческой
души определяются не ее историческим
положением среди других, предшествовавших
и последующих личностей, а степенью
того свободного усилия, которое человек
употребляет, чтобы обратить свои взоры
на ту центральную Личность, что царит
надо всем и может быть видна отовсюду
всем и каждому…
Еп. Михаил
(Грибановский)
|