Творения преподобного Петра Дамаскина, пользующиеся огромным
авторитетом. Их называют "малым Добротолюбием" - и действительно
творения Петра Дамаскина синтезировали в себе аскетическую традицию
Православия. Они цитируются у Каллиста Ангеликуда (Катафигиота), у
Иосифа Волоцкого, а поздней прочно входят в круг филокалической
литературы; с греческого на славянский они переводились св. Паисием
Величковским, а на русский – Оптиной пустынью.
Преподобный Паисий (Величковский), включивший творения Петра Дамаскина в
свое Добротолюбие писал игумену Феодосию: “Я заглянул в книгу и увидел,
что это была книга святого Петра Дамаскина. Невыразимая радость
охватила мою душу. Я почувствовал, что нашел на земле небесное
сокровище”. "В нем виден писатель, не заимствовавший только слова у
других, как он говорит о себе, по глубокому своему смирению, но сам, по
собственному опыту, ясно познавший истины внутренней жизни, уразумевший
множество тонких сетей, окружающих внутреннюю и внешнюю деятельность
христианина-подвижника; виден ратоборец, выходивший из них неуловимым, и
потому неложно указывающий путь другим, желающим подвизаться",— пишет о
преподобном первый переводчик его сочинений на русский язык архимандрит
Ювеналий (Половцев).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к изданию в русском переводе
Предисловие подлинника
Книга первая
Начало с Богом содержания книги преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина
Необходимое и весьма полезное указание семи телесных деланий
О том, что желающий соблюдать заповеди должен начинать со страха Божия, чтобы не поползнуться в пропасть
О второй заповеди и о том, что страх рождает плач
О четырех добродетелях души
О деятельном знании
О том, что телесные добродетели суть орудия душевных
О том, что невозможно спастись иначе, как только строгим вниманием и хранением ума
О
том, что желающие видеть самих себя, в каком они устроении
нравственном, не иначе могут этого достигнуть, как удалением от своих
хотений, повиновением и безмолвием, особенно же обладаемые страстями
О восьми мысленных ведениях
Необходимое изъяснение о первом познании и о том, как должно начинать оное
О втором ведении
О третьем ведении
О четвертом ведении
О пятом познании
О шестом познании
О седьмом познании
О восьмом познании
О том, что в Божественных Писаниях нет разногласия
Разделение молитвы всех познаний
О смиренномудрии
О бесстрастии
Наилучшее распознание семи телесных деланий
О рассуждении
О чтении по Богу
Об истинном рассуждении
О том, что не должно отчаиваться, хотя бы и много кто согрешил
Краткое учение о приобретении добродетелей и удалении от страстей
О том, как может кто-либо приобрести истинную веру
О том, что страстным наиболее полезно безмолвие
О том, что истинное покаяние есть великое благо
Об общих и особенных благодеяниях Божиих
О том, что Бог сотворил все к пользе нашей
О том, что слово Божие не есть многословие
О том, что без смиренномудрия невозможно спастись
О назидании души добродетелями
О том, что любовь и совет со смирением есть великое благо
О том, что частое напоминание Божественного Писания не есть многословие
Изъяснение о лжеименном знании
Исчисление добродетелей
Исчисление страстей
О различии помыслов и прилогов
Книга вторая, заключающая в себе двадцать четыре кратких слова, полных духовного ведения |