Из наследия
Древней Руси
По словам Ф.М. Достоевского,
русский человек есть православный
человек. И это понятно для нас. Православная
вера, воспринятая от крещения детскою
простою душою русского человека,
сделалась его основой, обнявши его жизнь
во всех ее проявлениях. Русский народ
усвоил православную веру не умом только,
как теоретическую доктрину, а всем своим
сердцем, как главное правило своей
жизни. Знаменательно, что для русских
людей с давних времен самым любимым
чтением наряду со Священным Писанием
были жития святых. Такая любовь наших
предков к жизни святых свидетельствует
о том, что они стремились православную
веру воплощать в самую жизнь свою, чтобы
их вера не была только словом, но
оправдывалась на деле.
Впрочем, о таком значении
православной веры для русских людей
свидетельствует и иноческая жизнь,
которая возникла у нас почти одновременно
с Крещением Руси… Наша древняя
проповедническая литература, летопись,
письма патриарха Никона и других
святителей подтверждают, что наши
предки, миряне, руководствовались в
жизни наставлениями иноков. Они усвоили
себе всю монастырскую обрядность и по
ней строили свои действия. Сильная
природа и их могучий характер выносили
монашеские подвиги твердо, до последнего
часа их жизни. Не обо всех подвижниках
благочестия свидетельствует древняя
история… Но общая среда убеждает в том,
что их было неисчетное множество во
всех сословиях.
И прежде всего эта вера
располагала их к общественной молитве.
Для этой цели наши предки строили
бесчисленное множество храмов. В одном
Киеве в начале христианства было
построено до 600 церквей и 13 монастырей.
Русские люди, в особенности богатые, не
жалели денег для устроения и украшения
церквей. Даже дома свои они украшали
иконами в виде иконостаса наподобие
церкви…
Архиеп. Серафим
(Соболев).
|