Небесные
граждане Святой Руси:
Равноапостольный
князь Владимир
В 1015 г. князь Владимир
тяжело заболел и почувствовал приближение
своего исхода из этого мира, и теперь
нужно было ему решать, кого оставить
наследником. У Владимира Святославича
было двенадцать сыновей, старшим из них
был Святополк, рожденный от жены убитого
им, еще язычником, старшего брата. По
установившемуся порядку Святополку и
надлежало стать великим князем Киевским.
Но не лежит у Владимира Святославича
душа ни к Святополку, ни к другим старшим
сыновьям. Любимые его сыновья, Борис и
Глеб, рожденные уже в христианском
браке, особенно возмужавший уже Борис,
словно отражение своего отца, и понимает
князь, что только Борис может дальше
продолжить его дело, а потому весной
призывает его в Киев и посылает со своей
дружиной в степь — наказать степняков,
потревоживших границы Руси. По сути,
это и было объявление Бориса наследником.
Святополк не смирился
с волей отца, обманом захватил Киев и
заманил брата в ловушку. Дружина требует
от Бориса решительных действий, но он
отказывается — истинный христианин,
он не хочет поднять руку на брата, готов
смириться перед ним и признать его права
на престол. Зная, что приближаются
убийцы, подосланные братом, князь Борис
молится в своем шатре. В слезах и трепете
воззвал в последний раз святой князь
ко Господу: «Слава Тебе, Господи, что в
свете сем сподобил меня принять горькую
смерть из-за зависти и пострадать за
любовь и слово Твое. Ни в чем я не поступил
самовольно.
В Твоих руках, Владыко,
душа моя. Что Господу угодно, пусть так
и будет».
«Пострадать за слово
Твое» — таков был подвиг первых русских
святых, первое слово, по образному
выражению Г.П. Федотова, которое
новокрещеный народ сказал православному
миру, золотой камертон духовной жизни
наших далеких предков.
Малахова Н.
|