Греховные
страсти — причина беснования
Как передают все три
евангелиста, повествующие о чудесном
исцелении гадаринских бесноватых,
бесноватые при виде Господа Иисуса
Христа стали кричать «гласом велиим»:Что нам и Тебе, Иисусе Сыне Божий?
Пришел еси прежде времене мучити нас
(Мф. 8, 29). Но разве Христос Спаситель
пришел мучить этих несчастных, а не
спасти их от мучивших их бесов?
В этом-то и состоит
разгадка ужасной тайны вселения бесов
в человеческую душу. Коль скоро человек
по неосмотрительности допустил в свою
душу беса, бес, вселившись в него,
поглощает собою его личность, пленяет
его «я», овладевает его волею и делает
человека послушным орудием своей злой
воли. Такой человек думает, что он
самостоятелен в своем поведении, что
он «сам все делает», а в действительности
всеми его поступками руководит
поселившийся в нем бес или даже целый
легион бесов, как в этом несчастном
бесноватом. Поскольку воля его в плену
у беса, то он и начинает отождествлять
себя с живущим в нем бесом: все, что
приятно бесу, ему приятно; все, что
враждебно и мучительно бесу, и ему
враждебно и мучительно.
Каким же образом можно
дойти до такого ужасного состояния?
Каждое забвение Бога, в чем бы оно ни
проявлялось, каждое произвольное
нарушение заповедей Божиих, сколь бы
маловажным оно ни казалось, всякий
проступок против совести, этого голоса
Божия в душе человека, уже открывает
бесу доступ в его душу. Особенно же
любезны бесу греховные страсти, то есть
часто повторяющиеся грехопадения,
которые вошли у человека в привычку,
стали как бы его второй природой.
«Гордость — демон,— говорит наш великий
праведник святой Иоанн Кронштадтский,—
злоба — тот же демон;
зависть — тот же демон;
мерзость блудная — тот же демон...
различны страсти,
а действует во всех
один сатана; различны страсти, а вместе
— лай сатанинский
на различные лады, и
человек бывает одно — один дух с
сатаной»...
|