О гергесинцах
евангельских и современных
Христос приходит в
страну Гергесинскую и исцеляет там двух
страшных бесноватых. Но что же гергесинцы?
Вместо того чтобы с благодарностью
припасть к ногам Иисусовым и просить
Его остаться у них, они вдруг просят Его
всем городом уйти от них вон... Но в чем
же дело? Им жалко стало свиней. Вопреки
ясному запрещению закона Моисеева они
разводили свиней, а Господь, изгнав
бесов из несчастных бесноватых, повелел
бесам войти в свиней, после чего
взбесившееся свиное стадо бросилось с
крутизны в озеро и утонуло. И это сделал
Господь не без умысла, уничтожив таким
образом для их вразумления плоды их
беззаконного занятия!
Но им все нипочем. И
совесть их от этого не пробудилась, и
то, что двое их сограждан, избавившись
от мучения, стали нормальными людьми,
им не дорого, и того, что Сам Господь
пришел к ним просветить их светом Своего
Божественного учения, они не ценят. Все
их существо объяла жалость к погибшим
свиньям и опасение, как бы дальнейшее
пребывание у них Господа не принесло
им новых материальных ущербов и не
нарушило бы излюбленного ими греховного
образа жизни. Какая это жизненная
картина, и поныне постоянно встречающаяся!
И не есть ли такое настроение гергесинцев
— то же самое беснование, только в менее
заметных для внешнего взора формах?
Ведь в чем сущность беснования — разве
не в противлении Богу и Его Божественному
Закону? А виды и внешние формы беснования
могут быть многоразличны: от самых
страшных и буйных до самых малозаметных
и искусно укрывающихся, иногда даже
разными благовидностями, от невнимательного
взора. «Бесы, вселяясь в человека,—
говорит наставник духовной жизни
святитель Феофан Вышенский,— не всегда
обнаруживают свое вселение, а притаиваются,
исподтишка научая своего хозяина всякому
злу и отклоняя от всякого добра: так что
тот уверен, что все сам делает, а между
тем только исполняет волю врага своего».
Архиеп. Аверкий
(Таушев).
Современность
в свете Слова Божия.
Слова и речи:
в 4 т.
Т. III. Джорданвилль,
1975 |