Абсолютную слепоту
человека к Божиему о нем промышлению,
совершаемому в лице его ближнего, А.С.
Пушкин выразил отношением старухи к
своему старику, который при близком
рассмотрении не такой уж и простой
старичок. По тому, как обращается с ним
старуха, любой на его месте давно бы уж
выпросил у рыбки лично для себя скромное
состояние и бежал бы с ним куда глаза
глядят. А он безропотно тянет старухин
воз. Почему? Потому что он есть воплощенное
промышление Божие о старухе. А.С. Пушкин
позволил старику чудодействовать со
щедростью Самого Господа Бога. И как
видим, все напрасно. Сделай он старуху
хоть владычицей морскою — ничего
богословесного в благодетеле своем она
не увидит — для нее он ее собственный,
надоевший за жизнь хуже терния-репейника
старик.
Так через отношение
старухи к старику А.С. Пушкин раскрывает
отношение человека к слову Божию, именно
к тому всякому слову Божию, которым
живет человек. Человек живет словом
Божиим, ничего о нем не ведая, потому
что для него осознаваемой реальностью
является лишь воплощенная видимость
слова Божия. Само же Божество для человека
— как недоступный свет для слепорожденного.
Так для старухи старик, так для нас наши
старики-родители или другие
старики-благодетели, помощники, учителя.
Или как для иудеев Иисус, плотников
сын...
Пришел Я, чтобы
невидящие видели (ср.: Ин. 9, 39),— заявил
Христос о цели Своей миссии на земле. И
заявил не тогда, когда исцеленный им
слепорожденный стал видеть окружающий
мир, а тогда, когда тот увидел в Иисусе
Сына Божия. Способность прозревать в
тварном мире слово Божие — камень, на
котором Христос создал Церковь Свою
(ср.: Мф. 16, 18). А посему о христианине, о
члене Церкви Христовой надо говорить
как о человеке-боговидце. Если человек
греха живет, чтобы не видеть Бога, то
христианин живет, чтобы видеть Бога.
Иерод. Серафим
(Чуркин)
|