А.С. Пушкин здесь точно
выдерживает одну богословскую мысль:
для человека греха естественно и
нормально жить, не видя Бога. Более того,
не видеть Бога — сущность человеческого
грехобытия. Для мира тьмы увидеть Бога
— это сгореть от света, это гибель.
Поэтому, чтобы оставаться во грехе,
человек должен содержать слепыми свои
очи мысленные, делать все возможное,
чтобы только не увидеть Бога. В этом и
состоит основная задача диавола-искусителя:
в раю убитого им человека сохранять,
как замороженного, в вечной мертвости
к Богу. Этим же занят и согрешивший,
чтобы быть «как боги», человек.
Человек не мог осознавать
себя «как бог» при виде Бога. Такова
одна из причин, почему он, согрешивший,
сразу стал бегать и прятаться от Бога
за деревьями рая.
Самоослепление —
процесс длительный, эволюционный и до
сих пор еще не завершенный. Поэтому не
только заботами, во что одеть тело и чем
посытнее накормить душу, не только
трудами по расширению и укреплению
своего имения, но всю свою личную жизнь,
свой каждодневный распорядок человек
выстраивает, разумеется — с помощью диавола, так,
чтобы текущие дела и проблемы поглощали
все его внимание, не оставляя в его
сознании и малейшей возможности увидеть
Бога. Все грехи и прегрешения — это лишь
средства для пребывания и сохранения
себя в одном грехе — в слепоте к Богу. И не
только грехи, но и все самые добрейшие,
высочайшие дела, увлекающие человека
от боговидения, есть еще более коварные,
чем грехи, средства, содержащие его в
слепоте к Богу. Именно эти высочайшие
«святыни» рушит Христос, когда говорит:Кто любит отца или мать, сына или дочь
более, нежели Меня, не достоин Меня
(ср.: Мф. 10, 37). И здесь Он открывает нам
Божественный закон мировосприятия —
в родителях необходимо прежде всего
видеть Бога, а потом уже папу и маму; и
в жене, и в муже, и в детях, и во
всех людях, и во всякой твари необходимо
видеть Божие к нам обращение, а затем
уже их самих как личности, как существа.
|