Главное
искушение — богоневедение
В день искушения Господа
нашего Иисуса Христа диаволом Господь
заставил искусителя открыть свои карты,
чтобы мы знали, каким образом он властвует
над человеком, и знали, как избежать
сетей диавольских.
Открылось удивительное!
Оказывается, сети диавольские — это
совокупность замыслов, желаний,
целеустремлений нашего преступлением
в раю обретенного человеческого
грехобытия. Оказывается, целенаправленна
не только христианская жизнь. Грехобытие
тоже не просто бессмысленное прозябание
во тьме и сени смертной, оно тоже имеет
свою целеустремленность и свои этапы
развития.
Все из того же искушения
Иисуса выясняется, что этапов грехобытия
всего три: на первом человек создает
себя-имение, материально укрепляется,
окаменевает для зубов всех врагов своих.
Затем господствует над всеми царствами
вселенной, размеры которой он устанавливает
по своему разумению и наконец становится
повелителем Самого Бога. Как говорит
апостол Иаков, человек искушается,
увлекаясь и обольщаясь собственной
похотью (ср.: Иак. 1, 14). Всю эту
целенаправленную похоть диавол и
предоставил в качестве искушения Самому
Сыну Божию, Сыну Человеческому, предложив
Ему подкрепиться хлебом из камней, и
поцарствовать над вселенной, и
покомандовать Богом.
Небезынтересно будет
отметить, что эту триединую направленность
человеческого грехобытия положил в
основу сюжета «Сказки о золотой рыбке»
А.С. Пушкин. Вначале пределом желаний
человека было корыто, затем столбовое
дворянство с царством, затем человек
понял, что уже не может жить, не будучи
владыкой всего моря житейского и чтобы
рыбка была у него на посылках. Желание
человека возвыситься над рыбкой уничтожает все обретенное
им имение, возвращая его самого в исходное
положение, к разбитому корыту.
|