Вы ищете Меня
не потому, что видели чудеса,
но потому, что
ели хлеб и насытились (Ин. 6, 26)
Рядом с этим отрицательным
движением — ожесточенной борьбой,
которая вызвана самовольной отвагой
преемников Петра и которая была направлена
только на то, чтобы усмирить и ограничить
их, на заре новых веков — шло, однако, и
другое <движение>, подобное
происходившему когда-то и на берегу
Генисаретского озера и направленное к
тому, чтобы во что бы то ни стало отыскать
подлинного Христа... Но, к сожалению, и
здесь накопившееся негодование против
папства отразилось крайне печально.
Все положительные
поиски Христа стали сопровождаться
стремлением непременно отрешить Его
от того Божественною ореола, на который
так налегали преемники Петра, конечно,
в видах поднятия своего внешнего, земного
авторитета, и возвратиться к тому
воззрению на Него как на Пророка и
Учителя, которое было когда-то в толпе,
окружавшей Иисуса. Так явилась реформация,
так возникли разнообразные сектантские
движения, выродившиеся потом в чистейший
рационализм. И в настоящее время мы
видим, что христианская философия и
этика усиленно стараются строить
системы, в которых дух и смысл Христова
учения будто бы очищаются от всех якобы
позднейших догматических наростов.
Однако все эти припоминания
допапского Христа не приводили и не
приводят ни к чему действительно
успокоительному. И это вполне неизбежно
и естественно. Каковы бы они ни были,
они, конечно, не могут заменить собою
Христа живого, Которого именно и жаждет
человечество. Поэтому они никого,
собственно, не удовлетворяют — и разброд
мысли и жизни все увеличивается с каждым
днем.
Поиски желанного Пророка
и Учителя принимают иногда какой-то
тоскливый характер заметавшихся людей,
которые в каждом собственном эхе готовы
слышать голос исчезнувшего Учителя...
|