Есть воскресение
и страшное судилище!
…Темная, бурная ночь
пред великой капернаумской проповедью
растянулась на все Средние века и
обнаружила тяжкое маловерие преемников
Петра. Как он со всем пылом своей
энергичной природы устремился к Иисусу,
чтобы увероваться в Его реальности, и,
поддавшись сомнению, погрузился было
в волны, так и его преемники в Риме, с
бурной энергией устремившись осязательно
представить на земле Христа, от маловерия
в Его чисто духовную мощь поддались
соблазну земной царской власти во имя
Его и захлебнулись было в темных бурливых
волнах исторической жизни... Много борьбы
за эту ночь они вынесли, много гигантских
трудов положили, но и много самочинного
сомнения показали,— и разъяренные волны
разгоряченных народных страстей и
всяческих людских аппетитов совсем
покрывали их.
Но вот забрезжило утро
просвещения; народы, не удовлетворенные
в своей жажде счастья и стесненные в
своих земных стремлениях, стали замечать,
что обновившего мир Христова духа с
ними нет; Христос ушел от них неизвестно
как и когда, а тот, кто правил ими от Его
имени, оказалось, действовал часто лишь
сам от себя. С той поры, как заметили,
почувствовали это, и начинается
продолжающееся доселе бурное и коренное
освобождение всех областей жизни от
авторитета пап: и вера, и наука, и
искусство, и общественная, и государственная
сферы — все сбрасывает с себя наброшенные
за время ночи путы и рвется на свободу.
Конечно, само собой понятно, вместе с
папским отвергалось много и такого, что
касалось лишь внутреннего человека и
что принадлежало действительно Христу,
но кто же мог разобраться при полном
прежде смешении того и другого и при
страстной, ожесточенной борьбе?
Еп. Михаил
(Грибановский)
|