Отпраздновали
Пасху — что дальше?
Только среди постоянных
трудов бывает место празднику. Упадите
в траву, посмотрите на постоянное
копошение жизни. Какие-то муравьишки и
червячки постоянно что-то тащат и куда-то
спешат. Там, под землей, тоже ни на секунду
не перестает двигаться многообразная
жизнь: оживают семена и зерна, разрыхляют
почву черви. Спокойная и однообразная
с высоты двух-трех метров, в приближении
жизнь обычной клумбы — это фейерверк
многообразия.
Теперь повернитесь на
спину. Там, в небе, тоже не останавливается
жизнь. Воздух полон насекомых и птиц,
полон звуков и запахов. Жизнь нигде не
стоит на месте...
Точно такой же должна
быть и религиозная жизнь. Она не должна
раз в год вскипать, чтобы затем надолго
умолкнуть. Если она — жизнь, то, как и
подобает жизни, ей нельзя останавливаться.
Само праздничное закипание должно
происходить не на фоне привычной
мертвенности, а на фоне ежедневной
деятельности.
Вот отпразднуем Пасху
— и что? Будем дальше жить, словно Пасха
— это просто праздник в ряду праздников?
Но ведь Пасха — это «праздников праздник
и торжество из торжеств». Если она
действительно празднуется, то вся жизнь
пересматривается и обновляется. Если
нет, то…
«Что ищете Живого с
мерт-выми?». Его здесь нет.
«Праздников праздник»
синонимичен Святому святых, то есть
главному месту и части храма. И ведь не
весь храм состоит из одного Святого
святых, но есть в нем еще и просто Святое,
и место для народных молений. То есть,
чтобы было Святое святых, нужны место
для постоянных молитв и сами эти молитвы,
нужна чреда служения и многое другое.
По аналогии — чтобы
раз в году совершить христианскую Пасху
и праздник Христовой победы над смертью,
нужно весь год быть христианином. Или
же сейчас обратиться от мертвых дел и
положить намерение стать христианином
в эту пасхальную ночь…
|