Совсем недавно тот же
Архангел, Гавриил, предстоящий пред
Богом (Лк. 1, 19), явился в храме священнику
Захарии и возвестил о будущем зачатии
Предтечи. Тогда старый священник
смутился, и страх напал на него (Лк.
1, 12). Когда же Дева Мария увидела небесного
гостя, Она смутилась и размышляла, что
бы это было за приветствие (Лк. 1, 29).
Разница очевидна: священник боится,
Дева размышляет. Это — проявление
дисциплины ума высшей пробы; это
аскетическая зрелость высшего порядка.
Она вслушивается в слова Гавриила, а
тот объясняет Деве, что пророчества
исполняются. На языке понятий, доступных
только уму и сердцу истинных израильтян,
чающих утехи Израилевой, Гавриил говорит
о рождении Сына, Которому будет дан
престол Давида и Царству Которого не
будет конца.
Дева слушает. Надо
думать, что Она не просто слушает, но
слушает и молится, силясь почувствовать,
обман ли это, подобный шепоту змея в
раю, или правда Божия. Один раз Она
позволяет Себе вопрос: Как будет это,
когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34). В ответ
Гавриил говорит о Духе Святом и о Силе
Всевышнего, Которые имеют найти на Нее
и осенить Ее. Дух Святой — это Утешитель,
а Сила Всевышнего — это Слово Божие и
Сын. Он здесь, Он смотрит на Ту, Которая
будет Его земной Матерью. Он ждет Ее
согласия. Вся история мира истончилась
до слабости нити. Испугайся Дева, скажи:
«Я боюсь! Отойди от Меня»,— и Ангел
отойдет, а история продолжится. Продолжится
поиск земной Матери для Безлетного
Сына. <…>
Дева отвечает: Се,
Раба Господня; да будет Мне по слову
твоему (Лк. 1, 38). Все! Двери души Марии
раскрыты воле Божией и замыслу о Ней, а
через Нее — о всех нас. Бог, уважающий
свободу человека, получает человеческое
разрешение на то, чтобы творить в тайне
от праздных взглядов Свои великие дела,
открытые и понятные одним только
смиренным душам. Об этом скоро Сама
Мария воспоет, встретившись с матерью
будущего Предтечи...
Прот. Андрей
Ткачев // www.andreytkachev.com/ |