Из Слова в
праздник
Благовещения
Пресвятой Богородицы
Вся история мира до
Рождества, говорит Иоанн Дамаскин,
двигалась в сторону рождения человечеством
лучшего цветка — Богородицы. И в слове
«Богородица», говорит Дамаскин, помещается
весь Промысл Божий о ветхозаветном
мире. Ради этого — избрание одного
человека — Авраама. Ради этого —
дарование Аврааму потомства и превращение
этого потомства в многочисленный народ.
Ради этого — дарование народу Закона.
И вот Она родилась. Уже
прошли незаметные для посторонних глаз
годы жизни при храме — годы, овеянные
тайной, пронизанные благодатью... Уже
девочка стала девушкой, и в храме больше
оставаться было нельзя. Уже обручили
Ее вдовцу из Ее же колена, который должен
был хранить и оберегать врученное ему
сокровище.
Она никогда не была
праздной. За годы жизни в храме Она
привыкла чередовать молитву с работой,
а работу — с чтением и богомыслием. И
тогда Она тоже была занята делом, когда
в Ее доме появился Архангел. Есть иконы,
на которых Дева прядет. Это скорее
символ, чем факт, поскольку в Ее чреве
и от Ее кровей для Бесплотного соткалась
Плоть. И есть иконы, где Она читает.
Читает, конечно же, Писание, быть может,
те самые слова, где говорится: Се Дева
во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7,
14).
Так или иначе, Книга
подходит больше. Ее многочисленные
буквы, точки и крючочки так похожи на
обилие ветвей и листвы на дереве. Дева
Мария ведь исправила Евину ошибку,
загладила прежнее непослушание. В листве
райского дерева тогда спрятался змей,
а в буквах этой Книги таится небесный
смысл. Там, у дерева, праматерь была в
высшей степени нерассудительна,
доверчива, поспешна в решениях. Здесь
Мария проявляет сдержанность и мудрость.
Она проявляет наличие у Нее духовного
опыта, редкого, почти невозможного для
Ее отроческих лет.
Прот. Андрей
Ткачев // www.andreytkachev.com/
|