О преподобной
Марии Египетской
…И вот Мария Египетская
стоит перед нами как человек, на которого
предлагается посмотреть именно потому,
что сейчас нам Церковь напоминает: можно
низко пасть, бесконечно низко. Из этого
состояния можно — и Господь поможет —
подняться до спасения, даже до святости.
Но для этого нужно быть нетепло-
хладным.
Вот как раз о том, что
так много присутствует в нашей жизни
половинчатости,— вот об этом желеобразном
состоянии теплохладности, в котором
человек не может утонуть до конца, но и
подняться из него не может, говорит нам
образом Марии Египетской Церковь.
Сравните ее с мужчинами, которые с ней
грешили, с теми, которые плыли с ней на
корабле в Иерусалим: это же были паломники,
не купцы какие-нибудь! И вот мы не знаем,
чтобы им было воспрещено войти в Храм
Гроба Господня. Мы не читаем о том, что
множество людей остановились у врат —
она была одна. Значит, было в ее душе
что-то такое, что Господь видел, что
давало возможность Богу ее так остановить.
И из всего следует, что при всем ее
первоначальном падении этим главным
свойством души были горячность, горение,
прохождение пути до конца. Она тяжко
грешила, но этот тяжкий грех был не
потому, что она была грешнее других
людей, грешнее, чем мы,— она была честнее
и смелее других людей. И поэтому пусть
не думают те, которые видимым образом
подобному не подпали, что они всему
этому чужды...
И потому говорится нам
образом Марии Египетской: бегите прежде
всего этого состояния ни белого, ни
черного, а серого, ни горячего, ни
холодного, а теплого, теплохладного.
Этой половинчатости, этих компромиссов,
недоговоренностей, недохождения пути
до конца. Сейчас — время перед страданиями
Спасителя, когда и конечную правду, и
конечную меру человеческой жизни тоже
нужно вспомнить и сколько-то постараться
применить к себе.
Прот. Максим
Козлов //
www.st-serafim.ru
|