1 апреля
Из наследия
Святой Руси:
Праведная
Иулиания Лазаревская
…Эта сострадательная
любовь к ближнему, обижаемому жизнью,
помогла Ульяне легко переступить через
самые закоренелые общественные
предрассудки Древней Руси. Глубокая юридическая и нравственная пропасть
лежала между древнерусским барином и
его холопом: последний был для первого
по закону не лицом, а просто вещью...
Десятками наполняя дворы зажиточных
землевладельцев, всегда содержимая
впроголодь, челядь составляла толпу
домашних нищих. Древнерусская церковная
проповедь так и указывала на них господам,
как на ближайший предмет их сострадания,
призывая их позаботиться о своих
челядинцах, прежде чем протягивать руку
с благотворительной копейкой нищему,
стоящему на церковной паперти.
В усадьбе Ульяны было
много челяди. Она ее хорошо кормила и
одевала, не баловала, но щадила, не
оставляла без дела, но задавала каждому
работу по силам и не требовала от нее
личных услуг, что могла, все делала для
себя сама, не допускала даже разувать
себя и подавать воды умыться. При этом
она не позволяла себе обращаться к
крепостным с кличками, какими
душевладельческая Русь... окрикивала
своих людей: Ванька, Машка,— но каждого и каждую
называла настоящим именем...
Она была уже в преклонных
летах, когда ее постигло последнее и
самое тяжкое благотворительное испытание.
Лукавый бес, давно уже суетившийся около
этой досадной ему женщины и всегда ею
посрамляемый, раз со злости пригрозил
ей: «Погоди же! будешь ты у меня чужих
кормить, когда я тебя самое на старости
лет заставлю околевать с голоду». Такой
добродушно-набожной комбинацией
объяснено в биографии происхождение
постигшей добрую женщину беды. Похоронив
мужа и вырастив сыновей, она уже помышляла
о вечном устроении собственной души,
но все еще тлела перед Богом любовью к
ближнему, как тлеет перед образом
догорающая восковая свечка…
Ключевский В.
Добрые люди…
|