Из Слова в
Неделю Крестопоклонную
Иже хощет по мне ити,
да отвержется себе, и возмет крест свой,
и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу
свою спасти, погубит ю, а иже погубит
душу свою Мене ради и Евангелия, той
спасет ю (Мк. 8, 34–35). Так учит нас
сегодня Святое Евангелие о том, в чем
суть христианства и христианского
подвига спасения. И удивительно, как
многие помнят эти слова и как мало кто
их вполне понимает…
Да отвержется себе
— это значит перестать жить по своим
желаниям и представлениям о радости
или печали, сделаться к ним совершенно
нечувствительным. Когда один ученик
просил своего авву объяснить ему эти
слова, то старец сказал ему: «Иди на
кладбище и, став посреди могил, начни
величать покойников и скажи им все
похвальные слова, которые только придут
тебе на память». Сделав так, он вернулся
к старцу, и тот сказал ему: «Теперь пойди
на то же место и начни всячески поносить
тех, кого ты вчера величал». Он все это
исполнил и вернулся. Тогда старец
спросил: «Ну что же они тебе ответили
на твои похвалы и поношения?» — «Ничего:
они молчали, как мертвые».— «Вот
будь и ты как мертвый к похвале и обиде,
к наслаждению и страданию — вот что
значит отвергнуться себе и погубить
свою душу».
Если услышат эти слова
маловеры, они придут в ужас. Разве можно
требовать от человека, чтобы он умер
для наслаждений и радостей жизни и для
кого и для чего нужна такая смерть
естественных желаний сердца человека?
Но в Евангелии отнюдь не сказано вообще
погубить свою душу, то есть вообще убить
самую способность к каким-либо чувст-вам,
желаниям и стремлениям. Речь не идет об
отрицательной задаче их умерщвления,
но ставится положительный идеал этого.
Там сказано: иже погубит душу своюМене ради и Евангелия
— значит, речь идет о том, чтобы одно
руководящее начало жизни переменить
на другое, перестать руководиться
желаниями и чувствами грешного человека,
но руководиться желаниями и чувствами
благодатными...
Митр. Антоний
(Храповицкий) //
www.eshatologia.org
|