Что значит —
отрешиться от себя?
Если хочешь быть
совершенным, пойди, продай имение твое
и раздай нищим; и будешь иметь сокровище
на небесах; и приходи и следуй за Мной
— так сказал Иисус Христос юноше, который
спросил у Него, что нужно сделать
доброго, чтобы иметь жизнь вечную…
Услышав сие, юноша отошел с печалью,
потому что у него было большое имение
(см.: Мф. 19, 16–22). Это самый короткий, но
и самый узкий и тернистый путь следования
за Христом в Царство Небесное. Путь
святых. А что же мирянам? Разве им нет
спасения? Разве Господь пришел спасти
только тех, кто способен на такое полное
и решительное самоотречение? Конечно,
нет. И Сам Господь сказал ученикам Своим
и всем нам в утешение: истинно говорю
вам, что трудно богатому войти в Царство
Небесное… человекам это невозможно,
Богу же все возможно (см.: Мф. 19, 23–26).
Значит, можно иметь дом, семью, богатство
разного рода: богатство — это ведь не
только имущество, достояние, это и
дарования человека, его любимая работа,
творчество, увлечения, наконец. Можно,
но при одном условии — чтобы Бог всегда
и везде, на всех наших жизненных путях
оставался нашим самым главным, самым
насущным богатством, чтобы душа наша в
Бога богатела и во славу Его были все
труды и все достояние наше. Этому учат
святые отцы и учители Церкви.
Богат не тот, кто имеет
многое, но тот, кто не нуждается во
многом. И беден не тот, кто ничего не
имеет, но тот, кто желает многого. Это
должно считать мерой бедности и богатства.
Кто не может удержать своего желания,
тот, хотя бы и владел имениями всех, как
будет когда-либо в избытке? А тех, которые
довольствуются своим и остаются при
своем, не засматриваясь на чужое
имущество, хотя бы они были всех скуднее,
следует считать благоденствующими
более всех. Ибо тот и благоденствует
более всех, кто не нуждается в чужом, а
с любовью довольствуется своим.
Свт. Иоанн
Златоуст
|