Из Слова в
Неделю 2-ю Великого поста
Святая Церковь как бы
нарочито после первой седмицы Великого
поста, когда она вводила чад своих в
особенно усиленный подвиг поста,
напоминает сегодня о том, как легко
может ослабеть внимание, а затем и вся
душа подвергнуться расслаблению. Она
напоминает словами нынешнего апостольского
чтения: мы должны быть особенно
внимательны к слышанному, чтобы не
отпасть (Евр. 2, 1), а в евангельском
чтении, вспоминая о расслабленном,
Святая Церковь предостерегает от
духовного расслабления…
Ведь Христос теперь не
близ нас видимо, как был около
расслабленного, Он снова придет на землю
только в кончине века, и встретят Его
лишь бдительные люди, подобно мудрым
девам, сберегшие елей в сосудах для
светильников своих. Теперь же Христос
на небе, и как трудно взойти на небо
человеку, живущему на земле, а расслабленному
и вообще возможно ли? Ведь отечество
наше на небесах, и восход туда труднее,
чем если бы начал человек восходить по
лестнице, простирающейся до самого
неба,— труднее во столько раз, во сколько
труд с самопонуждением к хождению в
добре гораздо значительнее, чем труд
восхождения на обычную гору. Возможно
ли живущему на земле войти на небо? Не
пустая ли это мечта, над которой так
посмеиваются люди мира сего и мудрецы
века сего?
Действительно, восхождение
на небо могло бы казаться странной,
неосуществимой мечтой, если бы туда уже
предтечею не восшел Христос и не открыл
путь всем святым Своим. Когда еще
ветхозаветный псалмопевец восклицал:
Небеса поведают славу Божию, творение
же руку Его возвещает твердь... Во всю
землю изыде вещание их и в концы вселенныя
глаголы их, то о видимых ли небесах
только он говорил, о солнце ли только
видимом, которое утром исходит, как
жених от чертога своего (ср.: Пс. 18,
2, 5–6),— не говорил ли псалмопевец еще
более об иных небесах — о святых
апостолах, которые распространяли
благовестие о Христе до концов земли,
как лучи Солнца правды, донесшие свет
Его до пределов вселенной?..
Сщмч. Фаддей
(Успенский),
архиеп. Тверской
// www.pravoslavie.ru |