,
Об исходе из плена вавилонского: Сущность истинного покаяния
…Таково приготовление
нами пути для Господа, таково покаянное
очищение себя от греха и смерти. От греха
— потому, что все, что я имею, все, вплоть
до самого моего «я»,— все Божие. И грех
мой в том и состоит, что все это Божие я
присвоил в мою частную собственность...
Я-имение — камень
преткновения, нерушимая стена между
Богом и человеком.
И единственная реальная
сила, способная разрушить эту стену,—
это покаяние, открывающее себя
самоотвержением: отрешением от
себя-имения, зная, что весь я — имение
не свое, а Божие, и отдачей себя всем
людям, зная, что они — это я сам.
«Что же остается мне?
— спросит наш любознательный оппонент.
— Что же я такое буду, отдавший все?
Пустышка какая-то, слоняющийся по земле
никто».
Предоставим слово тому,
кто на собственном опыте познал эту
пищу,— святому Симеону Новому Богослову.
Вдумайтесь в то, что он делал. Когда
оказывался без того, без чего не
представлял себе жизни: «Тогда я начинал
проливать слезы и показывать всякую
отчужденность от всего и всякое смирение
и послушание, тогда Он появлялся опять,
как солнце, когда оно
разгоняет густоту облака и мало-помалу
выказывается радостотворное…».
Конечно, нам сложно
даже представить себе, каким образом
святой Симеон выказывал отчужденность,
отрешенность от всего, и в чем выражалось
его смирение, и перед кем он проявлял
послушание. Его аскетический опыт
уникален, впрочем, как и каждого из
святых, сподобившихся видеть Бога в Его
нетварном свете. Для нас важно уяснить,
что отрешение от всего, что ты имеешь,—
это и есть дверь покаяния, как говорит
святой Симеон, дверь, которая «выводит
человека из тьмы и вводит в свет», и не
просто из тьмы неведения в свет
просвещения, а именно из мира тьмы в мир
света. Выводит блудного сына через
границу стороны дальней в родное
отечество.
Иерод. Серафим
(Чуркин)
|