,
Об исходе из плена вавилонского: Сущность истинного покаяния
Загляните в самое начало
Евангелия. Как Отец Небесный поступает,
отправляя Сына Своего на землю исполнить
задуманное Им дело: собрать чад своих
воедино? Он предварительно посылает к
людям Ангела Своего — Иоанна. Зачем?
Чтобы приготовить путь Господу в
Человека. Да узрит всякая плоть спасение
Божие (ср.: Лк. 3, 6). И каким образом
готовит Иоанн путь Господу в людях? Он
ставит перед людьми только одно условие:
покайтесь! И люди каялись и крестились
от него в Иордане, исповедуя грехи свои!
(Мф. 3, 6). Путь Господу в них был открыт.
Но почему-то народ расходился по домам
не с радостью принявших в себя Господа,
а с тревожным вопросом: И спрашивал
Иоанна народ: что нам делать? (ср.: Лк.
3, 10) Креститься-то мы крестились, да
Господа ни в себе, ни вне себя не видим.
И Иоанн дает народу заповедь, какой нет
на каменных скрижалях Моисея: у кого
две одежды, тот дай неимущему, у кого
есть пища, делай то же (Лк. 3, 11).
Странная заповедь.
Какое отношение имеет она к покаянию?
«Разве мой грех в том, что я умнее,
сильнее, работоспособнее, отчего,
следовательно, и в достатке, нежели
другие, неимущие? С какой стати я должен
делиться нажитым своим трудом? И какое
отношение имеет это разбазаривание
своего имущества к моему покаянию?» —
скажет всякий нормальный человек.
Правда, мы уже притерпелись
к этим евангельским: просящему дай,
щеку подставляй, но ведь с этих неудобств
и начинается реализация Нового Завета
Бога человеку, нового завещания Бога о
том, что Он теперь будет Отцом человеку,
а человек, следовательно, будет Его
сыном. Так Христос и говорит: будете
сынами Отца вашего Небесного. Только
для этого будьте совершенны, как совершен
Отец ваш Небесный. Ибо если вы будете
любить любящих вас — не то ли делают и
мытари? И если взаймы даете тем, от кого
надеетесь получить обратно,— не то ли
делают и грешники? Но вы любите врагов
ваших. И взаймы давайте, не ожидая ничего
(ср.: Мф. 5, 45–48, Лк. 6, 32–35)…
Иерод. Серафим
(Чуркин)
|