Об исходе из
плена вавилонского
...Потребность к
безмолвному внутрь-пребыванию рождается
в душе вследствие добросовестного труда
в исполнении заповедей Божиих. Пока
страсти и греховные привычки качествуют
в сердце, нельзя иметь внутреннего
безмолвия: это так по свойству их. Труд
доброделания и исполнения заповедей
Божиих исторгает из естества нашего
страсти и греховные привычки. Тогда
рождается позыв быть едино с Господом.
И вот смотрите: те, кои
окрепли в добрых делах и расположениях,
часто — или во время молитвы дома и в
храме, или во время благочестивого
размышления и чтения — так входят
глубоко внутрь и погружаются в такое
безмолвие, что не замечают, как время
идет, и, несмотря на труд внешний, например
во время молитвы или стояния в храме,
не хотели бы прекратить его, чтоб всегда
быть в сем блаженном состоянии. Это
начатки внутреннего безмолвия, возможного
и в семейном быту.
Остается продолжать
жизнь в том же труде доброделания,
всячески заботясь и молясь чаще бывать
в сих состояниях и ища, чтоб то, что
бывает по временам, стало непрерывным.
И будет. Господь не оставит труда любви.
Надо только отстранить из жизни все,
что может расстраивать сие благонастроение
и погашать блаженную теплоту внутреннего
безмолвия.
Вот как из вас каждый
может сделаться полным подражателем
святого Иоанна. Только, братие, тако
тецыте, да постигнете (ср.: 1 Кор. 9, 24).
Восходите в меру возраста исполнения
Христова (Еф. 4, 13). Видите, какой образец!
Пред ним все наше — ничто. Что и
засматриваться на наши малости. Задняя
убо забывая, в предняя простирайтесь,
к почести вышняго звания о Христе Иисусе
(ср.: Флп. 3, 13–14). Аминь.
Свт. Феофан
Затворник. Двери покаяния.
Слова
и проповеди. М., 2007.
Свт. Феофан Затворник.
Полное собр. соч.:
В 40 т. Т. IV. М., 2011. |