Об исходе из
плена вавилонского
…Вот все течение жизни
святого… И легко всякому заметить, что
их было три главнейших: оставление мира
со всеми его надеждами, труды послушничества
по воле руководителя, затем безмолвие,
сделавшее его достойным особых дарований
Божиих и богомудрого настоятельствования.
Эти степени общи всем святым, просиявшим
христианскими совершенствами на земле,
как можете сами увериться, прочитав со
вниманием житие кого угодно из них. Те
же степени надобно пройти и всем нам,
если желаем не казаться только, но быть
истинными христианами.
Не подумал бы кто: «То
жизнь монаха-пустынника, а мы, миряне,
живем в сожительстве человеческом: как
же приложить его жизнь к нам?..». Но,
братие, не в форме сила. Трех показанных
степеней в том виде, как они пройдены
святым Иоанном и проходятся всеми
немирянами, мы пройти не можем, но можем
пройти их так, как они могут быть проходимы
в миру, в другой форме, но в той же силе.
Дадим им прежде всего настоящее название.
Отречение от всего, или оставление мира,
понятно вам. Послушничество — это жизнь
в добрых трудах, не по своей воле, а по
указанию другого. Наконец, безмолвие —
это стремление быть непрестанно в сердце
с Единым Богом, чего когда кто достигнет,
начинает являть силы Божии, или особенные
дарования.
То, что у святого Иоанна
есть оставление мира и удаление в обитель
Синайскую, у нас с вами есть оставление
греховного и страстного жития и обращение
умом и сердцем к богоугождению, ибо мир
есть образ страстной греховной жизни,
а обитель иноческая — символ добродетельного
жития. Если вы в пост сей искренно
покаялись и положили не оскорблять
более Бога грехами своими, то вы сделались
подражателями святого Иоанна, когда
он, оставив мир, удалился в обитель
Синайскую. Остается вам пребыть в сем
намерении, чтоб сделаться подражателями
его и во второй степени его восхождения
к совершенству…
Свт. Феофан Затворник.
Полное собр. соч.:
В 40 т. Т. IV. М., 2011. |