О Великом
каноне преподобного Андрея Критского
В великом покаянном
каноне среди многих умилительных
песнопений есть трогательная священная
песнь: «Душе моя, душе моя, востани, что
спиши? Конец приближается и имаши
смутитеся; воспряни убо, да пощадит тя
Христос Бог, везде сый и вся исполняй».
Как много разных
религиозных чувств навевают на душу
православного христианина эта священная
песнь и весь покаянный канон. Перед нами
проходят образы давно минувших церковных
событий, таких далеких по времени и
таких близких по духу!
Вот прародитель наш
Адам, получивший от Бога прекрасное
тело и душу, беседовавший с Богом, падает
грехом преслушания вместе с женой своей,
вот, изгнанные из рая, сидят они около
райских врат, оплакивая свое грехопадение.
Сын их, Каин, первенец их, оказывается
убийцей своего родного брата Авеля из
зависти. А он, кроткий Авель, как покорная
овца, умирает под ударами Каина, напоминая
своим смирением Агнца мира, Господа
нашего Иисуса Христа.
Вот сыны человеческие,
развращенные и неверующие, забывшие
о душе и ставшие плотью (ср.: Быт. 6, 3)
и наказанные за сие правосудным Господом
в водах потопа. А рядом с ними — праведный
Ной, сохранивший веру среди рода
нечестивого и безбожного и за сие
спасенный Господом вместе со своим
семейством от потопа в ковчеге.
Вот святой Авраам, за
свою веру ставший отцом множества
народов верующих. Прекрасный Иосиф,
проданный братьями и тем являющийся
прообразом Спасителя мира, проданного
Своим учеником Иудой.
Сщмч. Онуфрий
(Гагалюк),
архиеп. Курский
|