Мир во зле
лежит
Мы привыкли к этому
выражению — мир во зле лежит, но
вглядимся в этот образ. По апостолу, мир
пребыает в некоем состоянии, при которомвсе, что в мире: похоть плоти и гордость
житейская (ср.: 1 Ин. 2, 16). Это плотское,
материалистическое самоутверждение
человека, это возлежание его во зле не
есть от Отца, учит апостол, но от мира
сего, отпавшего от Бога. Поэтому апостол
просит и юных, и пожилых: Не любите
мира, ни того, что в мире: кто любит мир,
в том нет любви Отчей (1 Ин. 2, 15). Отдавая
себя миру, этому общественному имению
«пострайской» цивилизации, уходя с
головой в его дела и заботы, человек не
видит промышления о нем Отца Небесного,
человек закрыт для любви Отчей. Но мир
проходит, и похоть его, а исполняющий
волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2, 17).
Так апостол отметает всю сферу деятельности
мира как временную, проходящую, ради
одного дела: исполнения воли Божией,
несения Креста Животворящего. Лишь в
этом одном деле человек обретает жизнь
вечную.
Прошла еще одна тысяча
лет жизни мира, уже освященного
христианством, и святой Симеон Новый
Богослов оставляет развивающейся
цивилизации свое тревожное предупреждение:
«Кто не увидит Бога в этой жизни, не
увидит Его и в будущей». А еще почти
через тысячу лет родной наш святой
Серафим Саровский в своей мягкой,
ласковой форме излагает ту же мысль:
«Все не ради Христа делаемое, хотя и
доброе, пользы в жизни будущего века
нам не приносит, да и в здешней жизни
благодати не дает».
Отцы Церкви видят жизнь
человека на земле разделенной на две
чуждые друг другу области бытия. Одна
— широкая, видимая выражающая себя всей
деятельностью человека… И эта область
бытия — не от Бога, жизнь суетная,
бесполезная… Другая область бытия —
узкая, невидимая, деятельность — пища,
которой человек не знает,— это жизнь
исполнительством воли Божией и дел Его.
Иерод. Серафим
(Чуркин)
|