Во кресте ли
я Господнем?
Есть в нашем доброделании
опасность — строить себя-имение святости,
или созидать себя-фарисея. Наше голое
«я» способно… становиться большим
мастером одеваться в наряд доброделания,
укутываться в славу святости и старательнособирать себе сокровища на небе
(ср.: Мф. 6. 20). И тогда жизнь во Христе
обретает смысл и цель в количественном
творении добрых дел… И вот все эти мои
праведные потуги дотянуться своим
крестиком до Неба сметает откровение:
Если имею дар пророчества, и знаю все
тайны, и имею всякое познание и всю веру,
так что могу и горы переставлять, а не
имею любви,— то я ничто. И
если я раздам все имение мое и отдам
тело мое во всесожжение, а любви
не имею, нет мне в том никакой пользы
(ср.: 1 Кор. 13, 2–3).
Так что же заключается
в этом затертом у нас до сплошной дыры
понятии — «любовь»? Что это за неведомое
приложение к жизни человека, без которого
все наши самые высочайшие подвиги
бесполезны, а сам человек — ничто?
Конечно, можно ответить словами апостола
Иоанна: любовь от Бога… Бог есть любовь
(ср.: 1 Ин. 4, 7, 8). Из чего можно уже догадаться,
что любовь — это Пресвятой Троицей
даруемое человеку участие в Божественной
жизни. Но здесь апостол не довольствуется
простым отнесением «любви» в область
Божества и в своей пространной формулировке
сообщает нам мировосприятие человека,
распятого Крестом Господним. Кто несет
Крест Христов, тот имеет любовь.
И всякий может проверять
себя (во Кресте ли он Господнем) по ясным,
простым показателям: Любовь долготерпит,
милосердствует, любовь не завидует,
любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не
раздражается, не мыслит зла, не радуется
неправде, а сорадуется истине; все
покрывает, всему верит, всего надеется,
все переносит. Любовь никогда не перестает
(1 Кор. 13, 4–8),
потому что любовь —
это реальное пребывание в жизни вечной.
Иметь любовь — это иметь в себе живущего
Христа.
Иерод. Серафим
(Чуркин)
|