Человек-имение
Сразу после того, как
человек в порученном ему Богом деле
не вкушать плоды от дерева познания
добра и зла отведал самих плодов, у
него отмерли всякие способности к
воспитанию себя исполнением дел Бога.
У сатаны и задумка была такая — привлечь
внимание человека к самому плоду... И
увидела жена, что дерево хорошо для
пищи, и что оно приятно для глаз и
вожделенно, потому что дает знание; и
взяла плодов его и ела; и дала также мужу
своему, и он ел (Быт. 3, 6).
Несомненно, все, исходящее
от Бога, есть благо и все деяния Его
исполнены премудрости. Но каким бы
сладостным ни был процесс вкушения дел
Божиих, есть одна опасность для оставившего
пищу исполнительскую ради пищи
потребительской. Опасность, о которой,
как это ни парадоксально, предупреждал
человека его убийца — будете как боги,
знающие добро и зло (Быт. 3, 5). Как
боги — далеко не боги.
Главное, что теперь
человек сам себе отец и для него не
существует одного
для всех отца — Отца
Небесного. Человек теперь сам «вседержитель»
и «творец» своего имения. Однако отцовское
самосознание, требующее своего выражения,
находит «выход» из безвыходного
положения. «Выход» удобный и простой,
открывшийся все тем же познанием зла.
Оказывается, можно жить ложью: не будучи
Богом, быть как боги; не будучи Творцом,
быть как творец; пребывая среди плодов
Божиих дел, можно пользоваться ими как
своими собственными, что и называется
теперь у нас «творчеством»... Беда в том,
что дела Божии, приятные для глаз и
вожделенные по сути, в сознании
новоявленного «творца» преобразились
в сплошной терновник и волчцы (см.: Быт.
3, 18). Для человека теперь дела Божии
исполнены какими-то непонятными идеями
и невыносимым светом. По слову святого
Исаака Сирина, «любовь Божия стала
мучить грешника». Проклята земля за
тебя,— пророчествовал Господь, зная,
что сделает с Божией планетой новоиспеченный
горе-творец, со скорбью будешь питаться
от нее во все дни жизни твоей (Быт. 3,
17).
Иерод. Серафим
(Чуркин)
|