Не раз доводилось мне
слышать в его компании отзывы о монахах
как о тунеядцах, и однажды в Москве
довелось услыхать от него за ужином
такие речи:
— А ведь ты небось
думаешь, что твое благословение доставило
мне все, чем я теперь пользуюсь?..
Брат вдруг вскочил со
стула, снял порывисто со своей шеи
образок Божией Матери и бросил его под
стол… Я был поражен и уничтожен этой
безумной выходкой. Наутро он упал мне
в ноги и стал просить прощения. Брат
каялся, но семя духовного разложения в
нем таилось и зрело, пока не дало такого
ростка, который его и погубил впоследствии.
Тут мне придется забежать
лет на пятнадцать вперед. По дороге в
Москву брат заехал ко мне в монастырь
и за ужином стал придираться ко мне и в
пылу неприятного разговора, повысив
голос, вдруг спросил:
— А ведь ты, вероятно,
думаешь, что все, что я имею, дал мне твой
Христос?
— А кто же? — в свою
очередь спросил я. Брат указал на свой
лоб и объявил:
— Вот кто, а не твой
Христос!
Тут я не вытерпел и
вспылил. В страшном гневе я переспросил
брата:
— И ты, мерзавец, дерзко
отвергаешь милость к тебе Божию и
относишь все, данное тебе, к своему уму,
отвергая даже имя Господне?
— Да, конечно,— повторил
он,— конечно, не твой Христос!
Вне себя я крикнул что
было силы:
— Будь ты, анафема,
проклят! И попомни, что я тебе скажу:
ступай теперь и смотри, что дадут тебе
отныне твой ум и твое безумие!
С этого дня я брата
своего больше не видал. В самом скором
времени старший его сын застрелился,
второй попал за политическое дело в
тюрьму, жену брата — при операции горла
— зарезал доктор, а дела его пали до
того, что он с горя, сидя в конторе своего
магазина, выстрелил в рот из револьвера.
Вот в какую цену обошлось брату его
кощунство.
Нилус С. Сила
Божия и немощь человеческая.
Сергиев Посад, 1908.
|