Трудно богатому
войти в Царство Небесное
Тут разумеется богатый,
который в самом себе видит много способов
и сил к своему благоденствию. Но коль
скоро многоимеющий отсечет всякое
пристрастие к имению, погасит в себе
всякую на него надежду и перестанет
видеть в нем существенную свою опору,
тогда он в сердце своем бывает то же,
что ничего не имеющий; такому открыта
дорога в Царство. Богатство тогда не
только не мешает, но помогает, ибо дает
способ благотворить. Не богатство беда,
а упование на него и пристрастие к нему.
Эту мысль можно обобщить так: кто на что
уповает и к чему пристращается, тот тем
и богат...
Тем, которые достаток
имеют, не следует думать, что они хозяева,
а что — приказчики Божии. А приказчикам
какой закон? Отмеривай всякому нужное.
Что у вас роскошная обстановка? Что
делать? Уж такие житейские порядки. И
пусть. Сердца только не прикладывайте;
постарайтесь так его расположить, что
если бы Богу угодно было все отобрать,
то вы спокойно согласитесь ходить в
зипуне и лаптях и жить в убогой хижине.
Вот и будете отшельник среди роскоши и
богатства.Сребролюбец есть
идолослужитель… Если когда раздаете,
не чувствуете жаления денег, то тут нет
страсти сребролюбия, а есть только
любоимание: желание иметь деньги, чтобы
были под руками на всякий случай — свою
потребу или потребу ближнего. Хотя и в
таком случае есть нитка привязывающая,
но она паутинная. Ничего не имение —
цель. И блаженны сумевшие устроить быт
свой по сему началу...
Когда есть своя потреба
в деньгах, удовлетворите ее, а остальное
раздайте верным и оставайтесь ни с чем.
Главное — не полагать надежды в деньгах...
Монастыри проживут, а бедным тяжело
бывает.
Главное в денежном деле
— не опираться на них надеждою, а потом
не прилагать к ним сердца, наконец,
употреблять не на себя только, но
разделять с нуждающимися — во славу
Божию. Так вы поступаете — и не отступайте.
Душеполезные
поучения святителя
Феофана Затворника.
Введенская
Оптина пустынь, 1998
|