Хлеб насущный
или всеобщее изобилие?
Теперь надобно обратиться
к человеческим способам избавиться от
сложной современной жизни. Вместо той
ограниченности, которую заповедует нам
Господь и которая разрешает сложность
всей мировой жизни, народы думают об
иных путях существования, в частности
о государственном способе уравнения
имуществ. И, кажется с первого взгляда,
это весьма походит на первые дни
христианства, когда у всех было все
общее и никто ничего не называл своим.
Но на самом деле здесь большая разница.
Именно: если Господь хочет разгрузить
нас от лишних забот, свести на минимум
существования, то в современных поисках
улучшения жизни в основу стремлений
обещают, а где-то и действительно дают
максимум обилия. Не только говорят:
будет бесплатный хлеб, и притом в
изобилии, но нужно ожидать впереди и
вообще сладкой жизни. Уже здесь —
коренная разница: Господь хочет свести
наши телесные заботы к минимуму, а в
мировом масштабе привлекают изобилием,
чтобы, дескать, оставалось время для
культурного воспитания и всевозможных
удовольствий. Таковы различные источники.
Затем: христианство
исходит из нравственных побуждений и
стремится к ним; человеческие же способы
улучшения жизни имеют целью материальное
благополучие, которое будто приведет
их к моральному совершенству, хотя это,
собственно, и не очень-то интересует
преобразователей жизни. Было бы сладко
жить здесь, потом ведь все умрут, и
ничего, кроме праха, не останется от
них. Так различны цели.
Христианство исходит
из религиозных Божественных заповедей,
из веры в Бога и вечной ответственности
за свою жизнь; земные же пути отвергают
все нематериальное. Мало того, считают
веру в Бога не только излишней, но даже
вредной для этой жизни потому, что она
отвлекает от материальной цели, учит
смирению, тогда как современные теории
стараются возбуждать правовое сознание,
гордость.
Митр. Вениамин (Федченков).
|